Дополнительная общеразвивающая программа Говорушки (второе здание) 4-5 лет

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 38
Фрунзенского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО
Протокол педсовета № 2 от 15.10.2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказ № 84 от 15.10.2024 г.
Заведующий ГБДОУ детский сад № 38
Фрунзенского района Санкт - Петербурга
_______________________ Е.И. Глухова

Глухова Елена Игоревна
я подтверждаю этот
документ своей
удостоверяющей подписью
2024-09-19 17:32:33

Дополнительная общеразвивающая программа

«Говорушки»
для обучающихся 4-5 лет
(срок реализации: 7 месяцев)

Разработчик: Большакова Е.Р.
педагог дополнительного образования

Содержание
Разделы

Страница
3

2

Пояснительная записка
Возрастные особенности детей 4-5 лет

3

Учебный план программы

9

4

Календарно-тематическое планирование

10

5

Материально-техническое обеспечение

20

6

План работы с родителями

21

20

Литература

23

1

2

7

1. Пояснительная записка
Нормативно - правовые основы проектирования дополнительной
общеобразовательной программы:
Дополнительная общеобразовательная программа «Говорушки» разработана в
соответствии с нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Федеральный закон от 31 июля 2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся».
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 № 996-р.
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 № 678р.
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа
2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ».
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13 марта 2019 № 114
«Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий
осуществления
образовательной
деятельности
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам,
образовательным программам среднего профессионального образования, основным
программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным
программам».
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03 сентября 2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22
сентября 2021 №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства
просвещения Российской Федерации от 05 августа 2020 № 82/391 «Об организации и
осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных программ».
11. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи».
12. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 января 2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1403030/2022-30338(1) 2 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
13. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта
«Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 № 16).
14. Письмо Министерства образования и науки России от 29 марта 2016 №ВК641/09
3

«О направлении методических рекомендаций».
15. Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 25 августа 2022
№1676-р «Об утверждении критериев оценки качества дополнительных общеразвивающих
программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и
индивидуальными предпринимателями Санкт-Петербурга».
16. Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 05 сентября 2022
№1779-р «Об утверждении Правил проведения независимой оценки качества дополнительных
общеразвивающих программ, планируемых к реализации в рамках персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей в Санкт-Петербурге».
17. Методические комментарии Комитета по образованию Санкт-Петербурга
«Проектирование дополнительных общеразвивающих программ», 2022.

Актуальность
Актуальность данной программы обусловлена необходимостью своевременного и
правильного развитие речи ребенка, так как это является залогом не только хорошей
успеваемости в школе, но и гарантией правильного формирования всей психической
деятельности ребенка, важнейшим условием его полноценного речевого и общего развития.
Одновременно с речью развивается мышление, память, воображение. Дети с хорошей речью
легко вступают в контакт со сверстниками, могут понятно излагать свои мысли и желания.
Нормальное речевое развитие позволяют ребенку постепенно усваивать новые понятия,
расширять свой запас знаний и представлений об окружающем. Речь и язык выполняет
психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и
организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании
социальных связей.
Возрастные несовершенства речи в раннем детстве, в общем, соответствуют
психическому и физическому развитию ребёнка. Но в дальнейшем дети замечают недостатки
своей речи и нередко болезненно переживают их. Они стесняются говорить, становятся
застенчивыми, раздражительными.
Таким образом, полноценное овладение родным языком, развитие языковых
способностей являются стержнем полноценного формирования личности ребёнка дошкольника.
Данные о ежегодном увеличении численности детей, страдающих различными по
характеру и степени тяжести речевыми расстройствами, свидетельствуют об актуальности
разработки новых эффективных направлений и методов оказания своевременной помощи в
развитии речевых умений и навыков у детей 4-5 лет.
Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы
Главная цель программы – создание благоприятных условий для совершенствования
звукопроизношения, развитие фонематических процессов, а также развитие лексико–
грамматического строя речи и навыков связной речи у детей 4-5 лет в условиях дошкольного
учреждения.
Исходя из целей программы, предусматривается решение следующих основных задач
для детей 4-5 лет:
Обучающие задачи:
• формировать навыки учебной деятельности (внимательно слушать педагога,
действовать по предложенному плану, выполнять поставленную
задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности соответственно
возрасту);
• формировать учебную мотивацию, положительное отношение к образовательной
4

•
•

деятельности;
формировать умения и навыки речевого высказывания;
расширять и активизировать словарный запас детей.

Развивающие задачи:
• развивать общие речевые способности (артикуляционную моторику, слуховое
восприятие, речевой слух и речевое дыхание);
• развивать лексико-грамматические навыки в практике речевого общения;
• развивать связную речь и коммуникативные навыки;
• развивать психические функции: слуховое внимание, зрительное внимание,
слуховую память, зрительную память, логическое мышление, пространственную
ориентировку в системе коррекционной работы;
•

развивать мимическую мускулатуру лица;

Воспитательные задачи:
• воспитывать аккуратность, трудолюбие, ответственность и терпение;
• формировать интерес к родному слову и словесному творчеству;
• воспитывать самостоятельность;
• воспитывать культуру речи;
• воспитывать культуру общения;
• прививать гуманное и эстетическое отношение к окружающему миру.
Условия реализации программы и формы организации занятий
Программа адресована детям 4-5 лет.
Занятия проводятся в группах не более 12 человек, сочетая принцип группового
обучения с индивидуальным подходом.
Предполагаемый состав групп – группы одного возраста, определяющиеся возрастом
детей: с 4-5 лет.
Условия набора обучающихся: в группы принимаются все желающие.
Форма организации занятий.
Форма проведения занятий: наглядно-игровая.
Каждое занятие включает в себя компоненты (порядок компонентов зависит от целей и
задач занятия, и может варьироваться на усмотрение педагога):
1. Артикуляционную гимнастику.
2. Дыхательную гимнастику.
3. Фонематические игры и упражнения по подготовке к овладению речевыми
звуками.
4. Развитие лексико-грамматического строя речи и связной речи.
5. Мелкая моторика.
6. Развитие высших психических функций.
Количество занятий в неделю: 2.
Количество занятий в месяц: 8
Время занятий: 20 минут.
Занятия с детьми проводятся в логопедическом кабинете.
Занятия проводятся с октября по май включительно.
Планируемые результаты и мониторинг результатов освоения программы
5

Обучающийся 4-5 лет (в зависимости от уровня речевого развития, артикуляционных
возможностей и индивидуальных особенностей ребёнка):
• Научиться выполнять комплекс артикуляционных упражнений: «лягушонок
(улыбка)», «слонёнок», «заборчик», «окошко», «прятки», «разбуди язычок», «печём
блинчики», «блинчики», «иголочка», «качели», «чистим зубки», «футбол»,
«мостик», «катушка», «не разбей чашечку», «чашечка», «карусель».
• Будет обучен произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание.
• Получит навыки различать на слух гласные звуки: [А], [У], [О], [И], [Ы], [Э],
согласные звуки: [М], [Б], [П], [Т], [Д], [Н], [К], [Г], [Х], [Ф], [В], [С], [З], [Ц], [Ш],
[Ж], [Л’] и их мягкие пары, выделять заданный звук из ряда звуков, определять
наличие звука в слогах, в словах, называть первый звук в слове.
• Буден обучен делить слова простой слоговой структуры на слоги.
• Будет обучен понимать и использовать в речи термины «звук», «слог», «слово».
• Будет уметь выполнять упражнения для пальцев и кистей рук.
• Получит навыки согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже.
• Получит навыки образовывать и использовать в речи существительные с
уменьшительно - ласкательными суффиксами.
• Получит навыки образовывать и использовать в речи относительные, качественные,
притяжательные прилагательные.
• Получит навыки понимать и употреблять предлоги в речи «в», «на», «над», «под»,
«из», «за», «перед».
• Получит навыки согласовывать
существительные
с притяжательными
местоимениями «мой», «моя», «мои», «моё», с личными местоимениями «он»,
«она», «оно», «они».
• Получит навыки согласовывать числительные от одного до пяти с
существительными.
• Получит навыки образовывать и использовать в речи существительные в Р.п ед. и
мн. числа.
• Получит навыки образовывать и использовать в речи глаголы настоящего,
прошедшего времени и будущего времени.
• Будет обучен поддерживать беседу: задавать вопросы и правильно отвечать на них.
• Будет обучен отвечать на вопросы по содержанию сказки, рассказа, стихотворения
с помощью предложений.
• Читать наизусть загадки, стихотворения.
Мониторинг результатов освоения программы
С целью определения успешности усвоения данной образовательной программы в
начале и в конце года проводится использование следующих методов отслеживания
результативности:
педагогическое наблюдение;
педагогический анализ результатов выполнения заданий на занятиях;
мониторинг.
Виды мониторинга: начальный (проводится в сентябре) и итоговый (проводится в
мае). При проведении начального и итогового мониторинга детям предлагаются задания,
для определения речевого развития, результаты фиксируются в таблице.
В зависимости от степени самостоятельности и качества выполнения ребёнком
заданий каждого раздела определена своя система оценки.
Объектами мониторинга являются знания, умения, навыки по изучаемому предмету.
Диагностический контроль проводится для выявления результативности образовательного
процесса.
Мониторинг составлен на основе пособия «Тестовая диагностика: обследование речи,
6

общей и мелкой моторики у детей 3 – 6 лет с речевыми нарушениями» Кабановой Т.В.,
Домниной О.В (Приложение 1).
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной
программы
Формой подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной
программы является контрольное занятие, оценка результативности выполнения
упражнений.
2. Возрастные особенности детей 4-5 лет
Дети 4-5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, в соответствии с
реальной действительностью: ребёнок сначала режет хлеб и только потом ставит его на стол
перед куклами. В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей.
Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. В процессе игры роли могут
меняться.
В 4-5 лет сверстники становятся для ребёнка более привлекательными и
предпочитаемыми партнёрами по игре, чем взрослый. В общую игру вовлекается от двух до
пяти детей, а продолжительность совместных игр составляет в среднем 15-20 мин, в
отдельных случаях может достигать и 40-50 мин.
Дети этого возраста становятся более избирательными во взаимоотношениях и
общении: у них есть постоянные партнёры по играм (хотя в течение года они могут и
поменяться несколько раз), всё более ярко проявляется предпочтение к играм с детьми
одного пола. Правда, ребёнок ещё не относится к другому ребёнку как к равному партнеру
по игре. Постепенно усложняются реплики персонажей, дети ориентируются на ролевые
высказывания друг друга. При разрешении конфликтов в игре дети всё чаще стараются
договориться с партнёром, объяснить свои желания, а не настоять на своём.
В 4-5 лет дети умеют перешагивать через рейки гимнастической лестницы,
горизонтально расположенной на опорах (на высоте 20 см от пола), держа руки на поясе;
подбрасывать мяч вверх и ловить его двумя руками (не менее трёх-четырёх раз подряд в
удобном для ребёнка темпе).
Дети с удовольствием нанизывают бусины средней величины (или пуговицы) на
толстую леску (или тонкий шнурок с жёстким наконечником).
Восприятие: к 5 годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об
основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребёнок уже может
целенаправленно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его
пространстве. При обследовании несложных предметов он способен придерживаться
определённой последовательности: выделять основные части, определять их цвет, форму и
величину, а затем — дополнительные части. Восприятие в этом возрасте постепенно
становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.
В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не
является такой непосредственной, как раньше. Во многих случаях не требуется
практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребёнку необходимо
отчётливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Мышление детей 4-5 лет
протекает в форме наглядных образов, следуя за восприятием.
К 5 годам внимание становится всё более устойчивым (занимается интересной
деятельностью в течение 15-20 минут) — если ребёнок пошёл за мячом, то уже не будет
отвлекаться на другие интересные предметы. Важным показателем развития внимания
является то, что к 5 годам в деятельности ребёнка появляется действие по правилу. Именно в
этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское
домино) и подвижные (прятки, салочки).
7

В возрасте 4-5 лет преобладает воображение, воссоздающее образы, которые
описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т. д.
Особенности образов воображения зависят от опыта ребёнка: в них часто смешивается
реальное и сказочное, фантастическое. Однако образы у ребёнка 4-5 лет разрозненны и
зависят от меняющихся внешних условий. Детские сочинения в основном не имеют еще
определенной цели и строятся без какого-либо предварительного замысла.
Взрослому необходимо понимать, что воображение помогает ребёнку познавать
окружающий мир, переходить от известного к неизвестному. Развитие воображения
происходит в игре, рисовании, конструировании.
Дети среднего дошкольного возраста свободно ведут счет в пределах 5, видят
геометрические фигуры в окружающих предметах. Правильно называют времена года, части
суток. Различают правую и левую руку.
Для установления отношений в словаре детей появляются слова и выражения,
отражающие нравственные представления: слова участия, сочувствия, сострадания.
Стремясь привлечь внимание сверстника, ребёнок учится использовать средства
интонационной речевой выразительности: регулировать силу голоса, интонацию, ритм, темп
речи в зависимости от ситуации общения. В процессе общения со взрослыми дети
используют правила речевого этикета: слова приветствия, прощания, благодарности,
вежливой просьбы, утешения, сопереживания и сочувствия.
К 5 годам в большинстве своём дети начинают правильно произносить звуки родного
языка. Продолжается процесс творческого изменения родной речи, придумывания новых
слов и выражений. В речь детей входят приемы художественного языка: эпитеты, сравнения.
Особый интерес вызывают рифмы, простейшие из которых дети легко запоминают, а затем
сочиняют подобные.
Речь становится более связной и последовательной. С помощью взрослого дети могут
пересказывать короткие литературные произведения, рассказывать по картинке, описывать
игрушку, передавать своими словами впечатления из личного опыта. Возможность
устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме
сложноподчиненных предложений.
В возрасте 4-5 лет дети использует обобщающие слова (мебель, посуда, транспорт и
др.), объединяя предметы в видовые категории, называют различия между предметами
близких видов: куртка и пальто, платье и сарафан, жилет и кофта; называет животных и их
детенышей, профессии людей, части предметов.
Если взрослые постоянно читают дошкольникам детские книжки, чтение может стать
устойчивой потребностью. Дети охотно отвечают на вопросы, связанные с анализом
произведения, дают объяснения поступкам героев. Значительную роль в накоплении
читательского опыта играют иллюстрации. В возрасте 4-5 лет дети способны долго
рассматривать книгу, рассказывать по картинке о её содержании. Любимую книгу они легко
находят среди других, могут запомнить название произведения, автора, однако быстро
забывают их и подменяют хорошо известными. Они стремятся перенести книжные ситуации
в жизнь, подражают героям произведений, с удовольствием играют в ролевые игры,
основанные на сюжетах сказок, рассказов. Дети зачастую придумывают собственные
сюжетные повороты. Свои предложения они вносят и при инсценировке отдельных отрывков
прочитанных произведений.

8

№
п/п

Название раздела,
темы

1

Общие речевые
навыки.
Фонематические
процессы
Лексикограмматический
строй речи и связная
речь
Мелкая моторика
Высшие психические
функции
Итого:

2
3

4
5

3. Учебный план программы
Количество часов
Всего Теория
Практика

Формы контроля
Игры и упражнения,
наблюдение
Игры и упражнения

13

5

8

14

6

9

25

9

15

Игры и упражнения,
беседа

6
6

1,5
1,5

4,5
4,5

Игры и упражнения
Игры и упражнения

64

23

41

9

4. Календарно-тематическое планирование

месяц

5.

Лексическая
тема
Дата

Общие речевые
навыки.

Фрукты
Картотека АГ (см.
приложение)
Упр. №: 1-2, 3, 7, 910, 11, 12, 15

ОКТЯБРЬ

Овощи

Ягоды и
грибы

ДГ: (см. приложение
1)
Развитие темпоритмической
организации речи
Игра «Следы»
Развитие высоты и
силы голоса: игра
«Эхо»

Осень

Фонематические
процессы

Грамматический
строй речи и связная
речь

Мелкая моторика

Высшие психические
функции

Количе
ство
заняти
й

«Что звучало?»
(Книга № 6, стр. 14)

«Скажи ласково»
(книга № 3, стр. 37)

ПГ (книга № 2, стр.
12);

«Отгадай загадку»
(см. приложение 1)
«Четвертый лишний»

2

[А]
1. «Знакомство со
звуком»
2. «Хлопни в
ладоши»
(изолированно)
[У]
1. «Знакомство со
звуком»
2. «Хлопни в
ладоши»
(изолированно)
[О]
1. «Знакомство со
звуком»
2. «Хлопни в
ладоши»
(изолированно)

«Скажи ласково»
(книга № 3, стр. 31);

Самомассаж
(прищепки) (книга №
8, стр. 8)

«Четвертый лишний»
«Отгадай загадку»
(см. приложение 1)

2

«Скажи ласково»
(книга № 2, стр. 6, 8).

Самомассаж
(массажный мяч, суджок)
(книга № 8, стр. 9).

«Продолжи ряд»
«Отгадай загадку»
(см. приложение 1)

2

«Подбери признак.
Скажи какая, какое,
какой, какие?» (книга
№ 1, стр. 15).

ПГ (книга № 2, стр.
6).

«Чего не стало»
«Отгадай загадку»
(см. приложение 1)

2

10

Общие речевые
навыки.

Фонематические
процессы

Грамматический
строй речи и связная
речь

Мелкая моторика

Высшие психические
функции

Количе
ство
заняти
й

Я и моя семья
(профессии
родственнико
в)

Картотека АГ (см.
приложение)
Упр. №: 3, 7, 9-10, 11,
12, 15 + 4

[А]-[У]
1. «Знакомство со
звуком»
2. «Хлопни в
ладоши»
(изолированно, в
слогах)

«Подбери признак.
Скажи какая, какое,
какой, какие?» (книга
№ 1, стр. 72)

ПГ «книга № 4, стр.
39»

«Четвертый лишний»
«Отгадай загадку»
(см. приложение 1)

2

[У]-[O]
1. «Знакомство со
звуком»
2. «Хлопни в
ладоши»
(изолированно, в
слогах)

«У кого кто?»
(книга № 2, стр. 29,
мн.ч.)

Самомассаж
(массажный мяч, суджок)
(книга № 8, стр. 27)

«Продолжи ряд»
«Отгадай загадку»
(см. приложение 1)

2

[А]-[У]- [О]-[И]
1. «Знакомство со
звуком»
2. «Хлопни в
ладоши»
(изолированно, в
слогах)

«Скажи со словом
МНОГО» (книга № 2,
стр. 35)
«Предлоги» (в, на,
над, под, из, за,
перед)

Самомассаж (ватные
палочки)
(книга № 8, стр. 30)

«Чего не стало»
«Отгадай загадку»
(см. приложение 1)

2

месяц

Лексическая
тема

НОЯБРЬ

ДГ: (см. приложение
1)
Домашние и
дикие
животные

Развитие темпоритмической
организации речи
Игра «Следы»
Развитие высоты и
силы голоса: игра
«Верёвочка»

Мой дом
(мебель,
помещения):

11

Посуда

[М] [М’]
1. «Знакомство со
звуком»
2. «Хлопни в
ладоши»
(изолированно, в
слогах)

«Сосчитай до 5»
(книга № 2, стр. 46)
«Предлоги» (в, на,
над, под, из, за,
перед)

Посуда:
Самомассаж
(карандаш)
(книга № 8, стр. 19)

«Собери картинку»
(6-8 частей)
«Отгадай загадку»
(см. приложение 1)

2

Общие речевые
навыки.

Фонематические
процессы

Грамматический
строй речи и связная
речь

Мелкая моторика

Высшие психические
функции

Количе
ство
заняти
й

Зима

Картотека АГ (см.
приложение)
Упр. №: 3-4, 7, 9-10,
11, 12, 15 + 13

Д] [Д’]
1. «Знакомство со
звуком»
2. «Хлопни в
ладоши»
(изолированно, в
слогах и в словах)
[Ы]
1. «Знакомство со
звуком»
2. «Хлопни в
ладоши»
(изолированно, в
слогах и в словах)

«Подбери признак.
Скажи какая, какое,
какой, какие?»
(книга № 3, стр. 98)

Самомассаж
(массажный мяч, суджок)
(книга № 8, стр. 21)

«Четвертый лишний»
«Отгадай загадку»
(см. приложение 1)

2

«Я начну, а ты
закончи, что чем мы
делаем» (книга № 3,
стр. 66)

ПГ (книга № 6, стр.
92)

«Продолжи ряд»
«Отгадай загадку»
(см. приложение 1)

2

ДЕКАБРЬ

месяц

Лексическая
тема

ДГ: (см. приложение
1)
Тело
человека.

Развитие темпоритмической
организации речи
Игра «Следы»

12

Зимние
забавы
(спорт)

Новогодний
праздник

Развитие высоты и
силы голоса: игра
«Горка»

[Ы] [И]
1. «Знакомство со
звуком»
2. «Хлопни в
ладоши»
(изолированно, в
слогах и в словах)
[Т] [Т’]
1. «Знакомство со
звуком»
2. «Хлопни в
ладоши»
(изолированно, в
слогах и в словах)

«Кому что нужно?»
(книга № 4, стр. 21)

Самомассаж
(массажный мяч, суджок)
(книга № 8, стр. 9).

«Чего не стало»
«Отгадай загадку»
(см. приложение 1)

2

«Сосчитай до пяти»
(книга № 2, стр. 26)
«Предлоги» (в, на,
над, под, из, за,
перед)

Самомассаж (еловые
шишки, грецкие
орехи, массажные
мячики)
(книга № 8, стр. 28)

«Собери картинку»
(6-8 частей)
«Отгадай загадку»
(см. приложение 1)

2

13

Общие речевые
навыки.

Фонематические
процессы

Грамматический
строй речи и связная
речь

Мелкая моторика

Высшие психические
функции

Количе
ство
заняти
й

Игрушки

Картотека АГ (см.
приложение)
Упр. №: 3-4, 7, 9-10,
11, 12, 15 + 14

[Б] [Б’]
1. «Знакомство со
звуком»
2. «Хлопни в
ладоши»
(изолированно, в
слогах и в словах)

«Сосчитай до 5»
(книга № 2, стр. 13)
«Предлоги» (в, на,
над, под, из, за,
перед)

Самомассаж
(колечками шарика
су-джок)
(книга № 8, стр. 17)

«Четвертый лишний»
«Отгадай загадку»
(см. приложение 1)

2

[П] [П’]
1. «Знакомство со
звуком»
2. «Хлопни в
ладоши»
(изолированно, в
слогах и в словах)
[В] [В’]
1. «Знакомство со
звуком»
2. «Хлопни в
ладоши»
(изолированно, в
слогах и в словах)
[Ф] [Ф’]
1. «Знакомство со
звуком»
2. «Хлопни в
ладоши»
(изолированно, в
слогах и в словах)

«Из чего какая, какой,
какое, какие?» (книга
№ 3, стр. 61)
«Предлоги» (в, на,
над, под, из, за,
перед)

Самомассаж
(массажный мяч, суджок)
(книга № 8, стр. 18)

«Продолжи ряд»
«Отгадай загадку»
(см. приложение 1)

2

«Кто что делает?»
(книга № 3, стр. 83)

Самомассаж
(шестигранный
карандаш)
(книга № 8, стр. 34)

«Чего не стало»
«Отгадай загадку»
(см. приложение 1)

2

«У кого – кто?»
(книга № 3, стр. 45 –
мн.ч.)

«Что спряталось в
комочке?» (книга №
7, стр. 11)

«Собери картинку»
(6-8 частей)
«Отгадай загадку»
(см. приложение 1)

2

ЯНВАРЬ

месяц

Лексическая
тема

ДГ: (см. приложение
1)

Продукты
питания.

Профессии.

Животные
севера.

Развитие темпоритмической
организации речи
Игра «Следы»
Развитие высоты и
силы голоса: игра
«Горка»

14

Общие речевые
навыки.

Фонематические
процессы

Грамматический
строй речи и связная
речь

Мелкая моторика

Высшие психические
функции

Количе
ство
заняти
й

Транспорт

Картотека АГ (см.
приложение)
Упр. №: 3-4, 7, 9-10,
11, 12, 15 + 18

[Н] [Н’]
1. «Знакомство со
звуком»
2. «Хлопни в
ладоши»
(изолированно, в
слогах и в словах)
[К] [К’]
1. «Знакомство со
звуком»
2. «Хлопни в
ладоши»
(изолированно, в
слогах и в словах)
[Г] [Г’]
1. «Знакомство со
звуком»
2. «Хлопни в
ладоши»
(изолированно, в
слогах и в словах)
[Х] [Х’]
1. «Знакомство со
звуком»
2. «Хлопни в
ладоши»
(изолированно, в
слогах и в словах)

«Сосчитай до пяти»
(книга № 1 стр.79);

ПГ
(книга № 6, стр. 99)

«Четвертый лишний»
«Отгадай загадку»
(см. приложение 1)

2

«Назови ласково»
(книга № 6 стр. 115);

Самомассаж без
предметов
(книга № 8, стр. 39

«Продолжи ряд»
«Отгадай загадку»
(см. приложение 1)

2

«Сосчитай до 5»
(книга № 3 стр. 56)

Самомассаж
(шестигранный
карандаш)
(книга № 8, стр. 34)

«Чего не стало»
«Отгадай загадку»
(см. приложение 1)

2

«Скажи наоборот»

«Что спряталось в
комочке?» (книга №
7, стр. 11)

«Собери картинку»
(6-8 частей)
«Отгадай загадку»
(см. приложение 1)

2

месяц

Лексическая
тема

ДГ: (см. приложение
1)

ФЕВРАЛЬ

Материалы и
инструменты

Папин
праздник

Бытовые
приборы

Развитие темпоритмической
организации речи
Игра «Следы»
Развитие высоты и
силы голоса: игра
«Верёвочка»

15

Общие речевые
навыки.

Фонематические
процессы

Грамматический
строй речи и связная
речь

Мелкая моторика

Высшие психические
функции

Количе
ство
заняти
й

Мамин
праздник

Картотека АГ (см.
приложение)
Упр. №: 3-4, 7, 9-10,
11, 12, 15 + 19

[Э]
1. «Знакомство со
звуком»
2. «Хлопни в
ладоши»
(изолированно, в
слогах и в словах)

«Назови, чей?»
(книга № 3.стр. 44);

Самомассаж
прищепками
(книга № 6, стр. 139)
Самомассаж
(колечками шарика
су-джок)
(книга № 8, стр. 43)

«Четвертый лишний»
«Отгадай загадку»
(см. приложение 1)

2

[С] [С’]
1. «Знакомство со
звуком»
2. «Хлопни в
ладоши»
(изолированно, в
слогах и в словах)

«Один –много»
(книга № 3 стр. 70);

Самомассаж
(массажный мяч, суджок)
(книга № 8, стр. 43)

«Продолжи ряд»
«Отгадай загадку»
(см. приложение 1)

2

[З] [З’]
1. «Знакомство со
звуком»
2. «Хлопни в
ладоши»
(изолированно, в
слогах и в словах)

«Назови какой,
какая?» (книга № 3,
стр. 67)

«Что спряталось в
комочке? (назови
листочек)» (книга №
7, стр. 11)

«Чего не стало»
«Отгадай загадку»
(см. приложение 1)

2

месяц

Лексическая
тема

ДГ: (см. приложение
1)

МАРТ

Весна

Деревья

Развитие темпоритмической
организации речи
Игра «Следы»
Развитие высоты и
силы голоса: игра
«Эхо»

16

Сказки о
животных

[С] [З]
1. «Знакомство со
звуком»
2. «Хлопни в
ладоши»
(изолированно, в
слогах и в словах)

«Из какой сказки?»
(книга № 3, стр.30)

ПГ «Спрячь платочек
в кулачке» (книга №
6, стр. 152)

«Собери картинку»
(6-8 частей)
«Отгадай загадку»
(см. приложение 1)

2

Общие речевые
навыки.

Фонематические
процессы

Грамматический
строй речи и связная
речь

Мелкая моторика

Высшие психические
функции

Количе
ство
заняти
й

Птицы

Картотека АГ (см.
приложение)
Упр. №: 3-4, 7, 9-10,
11, 12, 15 + 19+20

[Ц]
1. «Знакомство со
звуком»
2. «Хлопни в
ладоши»
(изолированно, в
слогах и в словах)

«Сосчитай до пяти»
(книга № 1 стр.28»;

Самомассаж
(ватными палочками)
(книга № 8, стр. 22)

«Четвертый лишний»
«Отгадай загадку»
(см. приложение 1)

2

[Ц] [С]
1. «Знакомство со
звуком»
2. «Хлопни в
ладоши»
(изолированно, в
слогах и в словах)

«Один-много» (книга
№ 1 стр.28);

Самомассаж
(шестигранный
карандаш)
(книга № 8, стр. 52)

«Продолжи ряд»
«Отгадай загадку»
(см. приложение 1)

2

АПРЕЛЬ

месяц

Лексическая
тема

ДГ: (см. приложение
1)
Космос
Развитие темпоритмической
организации речи
Игра «Следы»

17

Рыбы

Развитие высоты и
силы голоса: игра
«Горка»

Цветы

[Ж]
1. «Знакомство со
звуком»
2. «Хлопни в
ладоши»
(изолированно, в
слогах и в словах)

«Подобрать
родственные слова»
(книга № 4 стр.55);

Самомассаж
прищепками
(книга № 8, стр. 46)

«Чего не стало»
«Отгадай загадку»
(см. приложение 1)

2

[Ж]
1. «Знакомство со
звуком»
2. «Хлопни в
ладоши»
(изолированно, в
слогах и в словах)

«Сосчитай до пяти»
(книга № 1 стр.93);

Самомассаж
(массажный мяч, суджок)
(книга № 8, стр. 59)

«Собери картинку»
(6-8 частей)
«Отгадай загадку»
(см. приложение 1)

2

Общие речевые
навыки.

Фонематические
процессы

Грамматический
строй речи и связная
речь

Мелкая моторика

Высшие психические
функции

Количе
ство
заняти
й

День Победы

Картотека АГ (см.
приложение)
Упр. №: 3-4, 7, 9-10,
11, 15, 19-16, 20

[Ш] [Ж]
1. «Знакомство со
звуком»
2. «Хлопни в
ладоши»
(изолированно, в
слогах и в словах)

«Назови наоборот»
(книга № 4 стр. 117);

«Что спряталось в
комочке? (назови
цветок)» (книга № 7,
стр. 11)

«Четвертый лишний»
«Отгадай загадку»
(см. приложение 1)

2

МАЙ

месяц

Лексическая
тема

ДГ: (см. приложение
1)

18

Насекомые
Развитие темпоритмической
организации речи
Игра «Следы»
Наш город

Лето

Развитие высоты и
силы голоса: игра
«Верёвочка»

[Ш] [С]
1. «Знакомство со
звуком»
2. «Хлопни в
ладоши»
(изолированно, в
слогах и в словах)1.
[Ж] [З]
1. «Знакомство со
звуком»
2. «Хлопни в
ладоши»
(изолированно, в
слогах и в словах)
[Л’]
1. «Знакомство со
звуком»
2. «Хлопни в
ладоши»
(изолированно, в
слогах и в словах)

«Один –много»
(книга № 1 стр.91);

Самомассаж
(массажный мяч, суджок)
(книга № 8, стр. 57)

«Продолжи ряд»
«Отгадай загадку»
(см. приложение 1)

2

«Назови со словом
городской» (книга №
3 стр.50)

Самомассаж
(массажный мяч, суджок)
(книга № 8, стр. 47)

«Чего не стало»
«Отгадай загадку»
(см. приложение 1)

2

«Сосчитай до пяти»
(книга № 3 стр.50).

ПГ (книга № 2. Стр.
56)

«Собери картинку»
(6-8 частей)
«Отгадай загадку»
(см. приложение 1)

2

19

6. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Оборудование:
1.

Настенное зеркало для занятий

2.

Стулья возле настенного зеркала

3.

Настольные игры, игрушки, конструкторы, мозаики, шнуровки и т.д.

4.

Магнитная доска

5.

Фланелеграф

6.
7.

Шкафы или полки в достаточном количестве для наглядных пособий,
дидактических игр и методической литературы.
Стол педагога

8.

Стул взрослый

9.

Стулья детские

10.

Столы детские

11.

Технические средства (компьютер, принтер и т.д.)

12.

Цветные и простые карандаши, стаканы (подставки для карандашей)

13.

Су-джок

14.

Наглядный материал по развитию речи, систематизированный в конвертах или
папках
Методическая литература

15.

17.

Учебные пособия в виде карточек-символов (графических изображений звуков,
слов, предложений и т.д., карточек с индивидуальными заданиями, альбомов для
работы над звукопроизношением).
Различные речевые игры

18.

Часы

19.

Бумажные и влажные салфетки

20.

Картотека 1 (Физминутки. Пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика.
Загадки)
Картотека 2 (Артикуляционная гимнастика)

16.

21.

20

7. План работы с родителями
Месяц
Сентябрь
22.09.24

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Формы работы с родителями
1. Выступление на родительском собрании «Ознакомление с
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой
социально-педагогической направленности «Говорушки».
2. Наглядная информация для родителей «Особенности речевого
развития детей 4-5 лет», «Когда следует обратиться за помощью к
логопеду».
1. Индивидуальное консультирование родителей.
«Ознакомление родителей с мониторингом начальных речевых
навыков воспитанников».
2. Анкетирование родителей «Мой ребенок-2».
3. Наглядная информация «Для чего нужно выполнять рекомендации
логопеда дома».
4. Рекомендации для закрепления речевого материала дома в
индивидуальных папках.
1. Индивидуальные консультации по запросам родителей.
2. Наглядная информация для родителей «Вкусная артикуляционная
гимнастика».
3. Рекомендации для закрепления речевого материала дома в
индивидуальных папках.
1. Индивидуальные консультации по запросам родителей.
2. Наглядная информация «Играем на ходу. Развитие речи детей в
общении со взрослыми».
3. Рекомендации для закрепления речевого материала дома в
индивидуальных папках.
1. Индивидуальное консультирование родителей.
«Ознакомление родителей с промежуточными результатами речевых
навыков воспитанников».
2. Наглядная информация «Развиваем речевое дыхание».
3. Рекомендации для закрепления речевого материала дома в
индивидуальных папках.
1. Индивидуальные консультации по запросам родителей.
2. Участие родителей в конкурсах, выставках «Лучшая игра (игрушка)
по развитию речевого дыхания».
3. Рекомендации для закрепления речевого материала дома в
индивидуальных папках.
1. Индивидуальные консультации по запросам родителей.
2. Наглядная информация «Роль пальчиковой гимнастики в речевом
развитии детей».
3. Рекомендации для закрепления речевого материала дома в
индивидуальных папках.
1. Индивидуальные консультации по запросам родителей.
2. Участие родителей в конкурсах, выставках «Лучшая игра (игрушка)
по развитию мелкой моторики».
3. Рекомендации для закрепления речевого материала дома в
индивидуальных папках.

21

Май

1. Индивидуальное консультирование родителей.
«Ознакомление родителей с мониторингом итоговых результатов
речевых навыков воспитанников».
2. Наглядная информация для родителей «Речевые игры с детьми в
летний период времени».
3. Рекомендации для закрепления речевого материала дома в
индивидуальных папках.

Собрания, мастер классы, консультации и прочие мероприятия с родителями детей группы
проводятся в формате соответствующем эпидемиологической обстановке в конкретное
время в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора.

22

8. Список литературы
Список литературы для педагога:
1. Карпова С.И., Мамаева В.В. «Развитие речи и познавательных способностей
дошкольников 4-5 лет». СПб., 2012 г.
2. Сидорова У.М. «Задания по развитию речи детей средней группы ДОУ». Москва,
2008 г.
3. Арефьева Л. Н. «Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет». Москва, 2007
г.
4. Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для
преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР».
СП., 2015 г.
5. Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития
фонематической стороны речи у старших дошкольников». СПБ, 2007 г.
6. Крупенчук О.И. «Научите меня говорить правильно». СПб, 2011 г.
7. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. «Пальцы помогают говорить». М. 2007 г.
8. Еромыгина М.В. «Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук.
Зрительная гимнастика». СПб, 2017 г.
9. Кабанова Т.В., Домнина О.В. «Тестовая диагностика: обследование речи,
общей и мелкой моторики у детей 3 – 6 лет с речевыми нарушениями» под
ред. Н.Е.Ильяковой. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008 г.
1.
2.
3.
4.
5.

Литература, рекомендованная для родителей:
Бойкова С.В. Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников. СПб, 2004.
Борисенко М.Г., Лукина Н.А. книги серии «Грамматика в играх и картинках» (32выпуска). – Спб.: «Паритет», 2007.
Ильякова Н.Е. Серия сюжетных картин (5 выпусков). – М., 2006
Калягин В.А. Когда ребёнок плохо говорит. Советы психолога. – СПб, 2004.
Краузе Е.Н. Практическая логопедия. СПб., 2005.

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».