Дополнительная общеразвивающая программа Говорушки 3-4 года

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 38
Фрунзенского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО
Протокол педсовета № 2 от 15.10.2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказ № 84 от 15.10.2024 г.
Заведующий ГБДОУ детский сад № 38
Фрунзенского района Санкт - Петербурга
_______________________ Е.И. Глухова

Глухова Елена Игоревна
я подтверждаю этот
документ своей
удостоверяющей подписью
2024-09-19 17:32:33

Дополнительная общеразвивающая программа

«Говорушки»
для обучающихся 3-4 лет
(срок реализации: 7 месяцев)

Разработчик:
Махонина Александра Викторовна,
педагог дополнительного образования

Содержание
Разделы

Страница
3

2

Пояснительная записка
Возрастные особенности детей 3-4 лет

3

Учебный план

8

4

Календарно-тематическое планирование

9

5

Материально-техническое обеспечение

16

6

План работы с родителями

17

7

Литература

18

1

2

7

1.
Пояснительная записка
Нормативно правовые основы проектирования дополнительной общеобразовательной
программы:
Дополнительная общеобразовательная программа «Говорушки» разработана в
соответствии с нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Федеральный закон от 31 июля 2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся».
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 № 996-р.
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 № 678-р.
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа
2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ».
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13 марта 2019 № 114
«Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий
осуществления
образовательной
деятельности
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам,
образовательным программам среднего профессионального образования, основным
программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным
программам».
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03 сентября 2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22
сентября 2021 №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства
просвещения Российской Федерации от 05 августа 2020 № 82/391 «Об организации и
осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных программ».
11. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи».
12. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 января 2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1403030/2022-30338(1) 2 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
13. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта
«Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 № 16).
14. Письмо Министерства образования и науки России от 29 марта 2016 №ВК641/09 «О
направлении методических рекомендаций».
15. Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 25 августа 2022
3

№1676-р «Об утверждении критериев оценки качества дополнительных общеразвивающих
программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и
индивидуальными предпринимателями Санкт-Петербурга».
16. Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 05 сентября 2022
№1779-р «Об утверждении Правил проведения независимой оценки качества дополнительных
общеразвивающих программ, планируемых к реализации в рамках персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей в Санкт-Петербурге».
17. Методические комментарии Комитета по образованию Санкт-Петербурга
«Проектирование дополнительных общеразвивающих программ», 2022.
Направленность программы: социально-гуманитарная
Актуальность данной программы обусловлена необходимостью своевременного и
правильного развития речи ребенка, так как это является залогом не только хорошей
успеваемости в школе, но и гарантией правильного формирования всей психической
деятельности ребенка, важнейшим условием его полноценного речевого и общего развития.
Одновременно с речью развивается мышление, память, воображение. Дети с хорошей речью
легко вступают в контакт со сверстниками, могут понятно излагать свои мысли и желания.
Нормальное речевое развитие позволяют ребенку постепенно усваивать новые понятия,
расширять свой запас знаний и представлений об окружающем. Речь и язык выполняет
психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и
организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании
социальных связей.
Возрастные несовершенства речи в раннем детстве, в общем, соответствуют
психическому и физическому развитию ребёнка. Но в дальнейшем дети замечают недостатки
своей речи и нередко болезненно переживают их. Они стесняются говорить, становятся
застенчивыми, раздражительными.
Таким образом, полноценное овладение родным языком, развитие языковых
способностей являются стержнем полноценного формирования личности ребёнка дошкольника.
Данные о ежегодном увеличении численности детей, страдающих различными по
характеру и степени тяжести речевыми расстройствами, свидетельствуют об актуальности
разработки новых эффективных направлений и методов оказания своевременной помощи в
развитии речевых умений и навыков у детей 3-4 года.
Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы
Главная цель программы – создание благоприятных условий для совершенствования
звукопроизношения, развитие фонематических процессов, а также развитие лексико–
грамматического строя речи и навыков связной речи у детей 3-4 года в условиях
дошкольного учреждения.
Исходя из целей программы, предусматривается решение следующих основных задач
для детей 3-4 года:
Обучающие задачи:
• формировать навыки учебной деятельности (внимательно слушать педагога,
действовать по предложенному плану, выполнять поставленную задачу, правильно
оценивать результаты своей деятельности соответственно возрасту);
• формировать учебную мотивацию, положительное отношение к образовательной
деятельности;
• формировать умения и навыки речевого высказывания;
• расширять и активизировать словарный запас детей.
4

Развивающие задачи:
• развивать общие речевые способности (артикуляционную моторику, слуховое
восприятие, речевой слух и речевое дыхание);
• развивать лексико-грамматические навыки в практике речевого общения;
• развивать связную речь и коммуникативные навыки;
• развивать психические функции: слуховое внимание, зрительное внимание,
слуховую память, зрительную память, логическое мышление, пространственную
ориентировку в системе коррекционной работы;
• развивать мимическую мускулатуру лица;
Воспитательные задачи:
• воспитывать аккуратность, трудолюбие, ответственность и терпение;
• формировать интерес к родному слову и словесному творчеству;
• воспитывать самостоятельность;
• воспитывать культуру речи;
• воспитывать культуру общения;
• прививать гуманное и эстетическое отношение к окружающему миру.
Условия реализации программы и формы организации занятий
Программа адресована детям 3-4 года.
Занятия проводятся в группах не более 10 человек, сочетая принцип группового
обучения с индивидуальным подходом.
Предполагаемый состав групп – группы одного возраста, определяющиеся возрастом
детей: с 3 до 4 лет.
Условия набора обучающихся: в группы принимаются все желающие.
В случаях, когда в группе находятся дети, с речевыми заключениями ТНР. ОНР I и II
уровней, педагог совместно с их родителями обсуждает целесообразность посещения
занятий «Говорушки», особенности динамики речевого развития детей и ориентирует
родителей на получение основного объёма помощи в системе специализированных ДОУ
для детей с речевыми нарушениями или медицинских учреждениях города. Это
обусловлено необходимостью преодоления системных расстройств речевого развития у
детей в специальных условиях логопедической коррекции (в профильных ДОУ, речевом
стационаре на базе ЛОР НИИ или Центра восстановительного лечения детской психиатрии).
Форма организации занятий.
Форма проведения занятий: групповая.
Каждое занятие включает в себя компоненты (порядок компонентов зависит от целей и
задач занятия, и может варьироваться на усмотрение педагога):
1. Артикуляционную гимнастику.
2. Дыхательную гимнастику.
3. Фонематические игры и упражнения по подготовке к овладению речевыми
звуками.
4. Развитие лексико-грамматического строя речи и связной речи.
5. Развитие мелкой моторики.
6. Развитие высших психических функций.
Количество занятий в неделю: 2;
Количество занятий в месяц: 8;
Время занятий: 15 минут.
Занятия с детьми проводятся в логопедическом кабинете. Занятия проводятся с октября
по май включительно.
Планируемые результаты и мониторинг результатов освоения программы
5

К концу обучения по ДОП «Говорушки» обучающийся 3-4 лет: (в зависимости от
уровня речевого развития, артикуляционных возможностей и индивидуальных особенностей
ребёнка):
•
Научиться выполнять артикуляционные упражнения:
«лягушонок
(улыбка)», «слонёнок», «заборчик», «окошко», «прятки», «разбуди язычок», «печём
блинчики», «блинчики»,
«иголочка», «качели»,
«чистим
зубки»,
«футбол»,
«мостик»,«катушка».
• Будет уметь выполнять мимические упражнения: «удивиться», «рассердиться»,
«улыбнуться».
• Будет обучен осуществить правильный речевой выдох.
• Получит навыки различать на слух неречевые звуки и выделять гласные звуки: [А],
[У], [О], [И], [Ы], [Э] из ряда звуков.
• Будет выполнять упражнения для пальцев и кистей рук.
• Получит навыки образовывать существительные с суффиксами уменьшительноласкательного значения.
• Будет использовать и понимать значение предлогов: «на», «под», «в».
• Получит навыки образовывать множественное число существительных Им. п.,
• Получит навыки согласовывать
существительные
с притяжательными
местоимениями «мой», «моя», «мои», «моё».
• Получит навыки согласовывать существительные с числительными «один», «два».
• образовывать глаголы м.р. и ж.р прошедшего времени.
• Получит навыки согласовывать существительные с прилагательными ед. и мн. ч.
• Будет стремиться читать наизусть потешки, небольшие стихотворения.
• Будет отвечать на вопросы по содержанию сказки, стихотворения с помощью
простых предложений.
Мониторинг результатов освоения программы
С целью определения успешности усвоения данной образовательной программы в
начале и в конце года проводится использование следующих методов отслеживания
результативности:
педагогическое наблюдение;
педагогический анализ результатов выполнения заданий на занятиях;
мониторинг.
Виды мониторинга: начальный (проводится в сентябре) и итоговый (проводится в
мае). При проведении начального и итогового мониторинга детям предлагаются задания,
для определения речевого развития, результаты фиксируются в таблице.
В зависимости от степени самостоятельности и качества выполнения ребёнком
заданий каждого раздела определена своя система оценки.
Объектами мониторинга являются знания, умения, навыки по изучаемому предмету.
Диагностический контроль проводится для выявления результативности образовательного
процесса.
Мониторинг составлен на основе пособия «Тестовая диагностика: обследование речи,
общей и мелкой моторики у детей 3 – 6 лет с речевыми нарушениями» Кабановой Т.В.,
Домниной О.В (Приложение 1).
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной
программы
Формой подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной
программы является контрольное занятие, оценка результативности выполнения упражнений.
6

2. Возрастные особенности детей 3-4 лет
Ребенок хорошо бросает через голову мяч, и хватает его в процессе игры, когда мяч
катится. Отлично спускается и поднимается по лестницам, прыгает на одной ножке, а также
может стоять в течении десяти минут на одной ноге. Вы уже можете легко качать его на
качелях, так как он способен сохранять равновесие. Можно начинать учить ребенка
рисованию, так как карандаш и кисть хорошо удерживаются в пальцах. Ребенок уже
очень любит делиться с другими своими игрушками и в то же время требует того же от
окружающих. Стремится к общению с окружающими – как со взрослыми, так и с детьми. В
этом возрасте начинают развиваться навыки совместной работы – игровой деятельности и
помощи взрослым. Ребенок предусматривает умение обводить предметы и рисунки по
контурам, воспроизводить разнообразные формы, в том числе сложную форму
шестигранника, копировать крест.
Понимает названия и определения цветов: «Дай зеленый мяч». Способен уже слушать
более длительные сказки и рассказы. В этом возрасте происходит интенсивное развитие речи.
Ребенок уже легко определяет цвет, фактуру, форму, вкус предметов, используя словаопределения. Понимает степени сравнений (самый большой, самый близкий). Считает до
пяти. Использует в речи прошедшее и настоящее время. Разнообразное речевое общение
сопровождает деятельность ребенка, в которую нередко включены и взрослые: это вопросы и
ответы, просьбы и требования объяснений, эмоциональные оценки действий и результатов.
Таким образом, речь приобретает форму диалога. Взрослым следует учитывать, что дети в
этом возрасте легко запоминают и повторяют не только образцы речи близких людей, но и их
манеру говорить, копируют мимику, жесты, позы. Подражая родителям, дети перенимают
этим и культуру общения. Интерес к ближайшему окружению, к труду и занятиям взрослых
людей, постепенное освоение ориентировки в пространстве и времени, ознакомление с
разнообразными свойствами предметов и явлениями природы способствуют умственному
развитию ребенка и практическому овладению языком.
Дети трех лет способны внимательно слушать короткие сказки, рассказы, следить за
развитием событий, а также слушать песни, музыку, замечать изменения в звучании музыки,
давать эмоциональный отклик на художественные и музыкальные произведения. С помощью
речи ребенок делится своими впечатлениями, передает значимые для него события. Речь
активно используется как средство общения, обмена сведениями и чувствами.
Младший дошкольный возраст характеризуется чрезвычайно возрастающей речевой
активностью. Словарный запас младшего дошкольника зависит от условий жизни,
воспитания, состояния здоровья, общего развития и составляет 1—2 тысячи слов. Иногда
взрослые недооценивают значение общения с ребенком, разговоров и игр с ним, не
поддерживают обращений, гасят речевую активность, и ребенок перестает обращаться к
близким, остается предоставленным самому себе, что отрицательно сказывается на его
речевом развитии. Поэтому так важно в этот период быть особенно внимательным к речи
детей. В возрасте 3—4 лет дети особенно чутки к звуковой оболочке языка. Замечательный
знаток детского языка К. И. Чуковский в своей книге «От двух до пяти» собрал обширные
материалы по речетворчеству детей. Особо он отмечает рифмотворчество. И действительно,
дети очень любят стихи и с удовольствием запоминают их наизусть. Овладеть звуковой
стороной языка означает научиться воспринимать звуки и правильно произносить их. В три
года малыши пытаются подражать правильному произношению взрослых, но им не всегда
это удается. Так, трудные для произношения звуки заменяются более доступными и легкими:
[р] на [л], [ш] на [с], [ж] на [з], [ч] на [т’], отмечаются и другие замены. Твердые согласные
звуки нередко заменяются мягкими («зайка» вместо «зайка»). В результате дети
затрудняются в произнесении многосложных слов, заменяют или пропускают отдельные
звуки, переставляют слоги, укорачивают слова. Например: «лисапет» — велосипед,
«пигин» — пингвин, «тевелизол» — телевизор, «мисанел» — милиционер, «кафета»
конфета.
7

Голосовой аппарат ребенка еще не окреп, поэтому многие говорят негромко, хотя
пользуются различными интонациями.
Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии ребенка. Дети
свободно и часто вступают в контакт с детьми и взрослыми по своей инициативе,
высказывают простейшие суждения о явлениях, предметах окружающего мира. В этот период
могут быть резкие индивидуальные различия в развитии речи детей. Одни к трем годам
хорошо владеют речью, правильно произносят все звуки, некоторые знают все буквы и
делают первые шаги в чтении. Речь других детей этого же возраста далека от совершенства,
неправильно произносятся звуки, искажается слоговая структура слов, делаются ошибки в
согласовании слов в предложении и т. д.
Четвертый год — это возраст «почемучек». Дети постоянно задают взрослым
вопросы, которые нельзя оставлять без внимания. Надо терпеливо и доступно отвечать
на все«почему?», «зачем?», «как?», «что это?». Иногда из-за неустойчивости внимания дети
неспособны выслушать до конца ответы взрослых. Поэтому объяснения должны быть
короткими, простыми и понятными. Активный словарный запас детской речи становится
разнообразнее. Ребенок должен пользоваться практически всеми частями речи, даже
служебными словами: предлогами, союзами. Достаточный словарный запас дает ребенку
возможность свободно общаться с окружающими. Бедность словарного запаса вызывает
трудности в пересказе сказки, в поддержании беседы со взрослыми и сверстниками, в
передаче содержания чужой речи, в рассказе об увиденном. Хороший словарный запас
способствует обогащению речи предложениями разной структуры, простыми и
сложными, правильному их построению. В этом возрасте исчезают почти все недостатки
произношения звуков. Дети начинают критично относиться к речи сверстников, подмечают
ошибки звукопроизношения. Это говорит о совершенствовании речевого слуха у детей.
3. Учебный план
№
п/п

Название раздела,
темы

1

Общие речевые
навыки
Фонематические
процессы
Лексикограмматический
строй речи и связная
речь
Мелкая моторика
Высшие психические
функции
Итого:

2
3

4
5

Количество часов
Всего Теория
Практика

Формы контроля
Игры и упражнения,
наблюдение
Игры и упражнения

9

4

7

13

5

7

32

8

22

Игры и упражнения,
беседы

5
5

3
1,5

3
3,5

Игры и упражнения
Игры и упражнения

64

21.5

42,5

8

ОКТЯБРЬ

месяц

4. Календарно-тематическое планирование
Лексическая
тема.
Дата.

Общие речевые
навыки.

Фонематические
процессы

Грамматический
строй речи и связная
речь

Мелкая моторика

Высшие психические
функции

Количе
ство
заняти
й

Фрукты

Знакомство с
органами
артикуляции.

«Что звучало?»
(Книга № 6, стр. 9)

«Скажи ласково»
(книга № 3, стр. 37);

Муз. Пальчиковая
гимнастика.
Л. Яртова

«Отгадай загадку»
«Четвертый лишний»

2

«Скажи ласково»
(книга № 3, стр. 31);

«Четвертый лишний»
«Отгадай загадку»

2

«Скажи ласково»
(книга № 2, стр. 6, 8).

«Продолжи ряд»
«Отгадай загадку»

2

«Чего не стало»
«Отгадай загадку»

2

Овощи

АГ (см. приложение)
Упр. №: 1, 2, 5, 6, 7, 8, «Что звучало?»
15
(Книга № 6, стр. 14)

№ 1 «Разминка»

ДГ: см. приложение 1

Ягоды и
грибы

Осень

Самомассаж лица и
губ «Ягоды и грибы»
(книга № 8, стр. 11)

Развитие темпоритмической
организации речи
Игра «Следы»

«Кто позвал?»
(Книга № 6, стр. 17)

«Где звучало?» (книга «Скажи ласково»
№ 6, стр. 20)
(книга № 3, стр. 19).

Муз. Пальчиковая
гимнастика.
Л. Яртова
№ 2 «Дождик»

Развитие высоты и
силы голоса: игра
«Эхо»

9

Общие речевые
навыки.

Фонематические
процессы

Я и моя семья

АГ (см. приложение
«Подними руку.
2)
Громко-тихо» (книга
Упр. №: 1, 2, 5, 6, 7, 8, № 5, стр. 18)
15, + 3

месяц

Лексическая
тема

Грамматический
строй речи и связная
речь

Мелкая моторика

Высшие психические
функции

Количе
ство
заняти
й

«Мой, моя, мои»
(книга № 2, стр. 39)

Муз. Пальчиковая
гимнастика.
Л. Яртова

«Четвертый лишний»
«Отгадай загадку»
(см. приложение 1)

2

«Продолжи ряд»
«Отгадай загадку»
(см. приложение 1)

2

НОЯБРЬ

№ 3 «Вертушки»
Домашние
животные

ДГ (см. приложение
1)

«Подними руку.
Громко-тихо» (книга
№ 6, стр. 8)

«У кого кто?»
(книга № 2, стр. 29,
ед.ч.)

«Слушай
внимательно»
(книга
№ 6, стр. 27)

«Один-много»
(книга № 2, стр. 35)
«Предлоги» (на, под,
в)

Муз. Пальчиковая
гимнастика.
Л. Яртова

«Чего не стало»
«Отгадай загадку»
(см. приложение 1)

2

«Сосчитай до двух»
(книга № 2, стр. 46)

№ 4 «Играем на
рояле»

«Собери картинку» (4
части)
«Отгадай загадку»
(см. приложение 1)

2

Развитие высоты и
силы голоса: игра
«Веревочка»

«Продавец и
покупатель»
(звучащие коробочки)
(книга № 5, стр. 21)

Лексическая
тема

Общие речевые
навыки.

Фонематические
процессы

Грамматический
строй речи и связная
речь

Мелкая моторика

Высшие психические
функции

Количе
ство
заняти
й

Зима

Картотека АГ (см.
приложение 2)
Упр. №: 1-2, 3, 6, 7, 8,
15, + 9

«Иди на звук» (книга
№ 5, стр. 24)

«Скажи ласково»
(книга № 2, стр. 21)

Муз. Пальчиковая
гимнастика.
Л. Яртова

«Четвертый лишний»
«Отгадай загадку»
(см. приложение 1)

2

Самомассаж
Мебель

Развитие темпоритмической
организации речи
Игра «Следы»

ДЕКАБРЬ месяц

Посуда

10

Тело человека

ДГ (см. приложение
1)
Самомассаж

Зимние
забавы

Новогодний
праздник

Развитие темпоритмической
организации речи
Игра «Следы»

«Слушай
внимательно» (книга
№ 5, стр. 28)

«Мой, моя, моё, мои»
(книга № 2, стр. 15)

«Тихо-громко» (книга
№ 5, стр. 32)

«Подбери признак.
Скажи какая, какое,
какой, какие?» (книга
№ 1, стр. 56)
«Один – много»
(книга № 2, стр. 13)

«Повтори за мной»
(книга № 5, стр. 34)

№ 5 «Играем в
снежки»

«Продолжи ряд»
«Отгадай загадку»
(см. приложение 1)

2

Муз. Пальчиковая
гимнастика.
Л. Яртова

«Чего не стало»
«Отгадай загадку»
(см. приложение 1)

2

№ 6 «Прятки»

«Собери картинку» (4
части)
«Отгадай загадку»
(см. приложение 1)

2

Развитие высоты и
силы голоса: игра
«Гора»

Общие речевые
навыки.

Фонематические
процессы

Грамматический
строй речи и связная
речь

Мелкая моторика

Высшие психические
функции

Количе
ство
заняти
й

Игрушки

Картотека АГ (см.
приложение 2)
Упр. №: 1-2, 3, 6, 7, 9,
15, + 10

«Длинный-короткий
звук» (книга № 5, стр.
36)

«Сосчитай до двух»
(книга № 2, стр. 13)

Муз. Пальчиковая
гимнастика.
Л. Яртова

«Четвертый лишний»
«Отгадай загадку»
(см. приложение 1)

2

«Продолжи ряд»
«Отгадай загадку»
(см. приложение 1)

2

ЯНВАРЬ

месяц

Лексическая
тема

№ 7 «Пианист»
Продукты
питания

ДГ (см. приложение
1)

«Слушай и повтори»
(книга № 5, стр. 43)

«Скажи ласково»
(книга № 2, стр. 47)

Самомассаж

11

Профессии

[А]
Знакомство со
звуком. «Хлопни в
ладоши»

«Закончи
предложение» (книга
№ 1, стр. 103)

Развитие высоты и
силы голоса: игра
«Эхо»

[О]
Знакомство со
звуком. «Хлопни в
ладоши»

«У кого – кто?»
(книга № 3, стр. 45 –
ед.ч.)

Лексическая
тема

Общие речевые
навыки.

Фонематические
процессы

Грамматический
строй речи и связная
речь

Транспорт

Картотека АГ (см.
приложение 2)
Упр. №: 1-2, 3, 7, 910, 15, + 12

[У]
Знакомство со
звуком. «Хлопни в
ладоши»

«Один-много» (книга
№ 1, стр. 79)

ФЕВРАЛЬ

месяц

Дикие
животные

Развитие темпоритмической
организации речи
Игра «Следы»

«Чего не стало»
«Отгадай загадку»
(см. приложение 1)

2

«Собери картинку» (4
части)
«Отгадай загадку»
(см. приложение 1)

2

Мелкая моторика

Высшие психические
функции

Количе
ство
заняти
й

Муз. Пальчиковая
гимнастика.
Л. Яртова

«Четвертый лишний»
«Отгадай загадку»
(см. приложение 1)

2

«Продолжи ряд»
«Отгадай загадку»
(см. приложение 1)

2

«Чего не стало»
«Отгадай загадку»
(см. приложение 1)

2

Муз. Пальчиковая
гимнастика.
Л. Яртова
№ 8 «Зайчики»

№ 9 «Молоточки»
Материалы и
инструменты

ДГ (см. приложение
1)

[О]- [У]
«Хлопни в ладоши»

«Скажи ласково»
(книга № 1, стр. 76) ;

[Ы]
Знакомство со
звуком. «Хлопни в
ладоши»

«Один-много» (книга
№ 3, стр. 55)

Самомассаж
Папин
праздник

Развитие темпоритмической
организации речи
Игра «Следы»

Муз. Пальчиковая
гимнастика.
Л. Яртова
№ 10 «Хлопки»

Развитие высоты и
12

силы голоса: игра
«Веревочка»

[Ы] – [И]

«Скажи ласково»

Лексическая
тема

Общие речевые
навыки.

Фонематические
процессы

Грамматический
строй речи и связная
речь

Мамин
праздник

Картотека АГ (см.
приложение 2)
Упр. №: 1-2, 3, 7, 910, 12, 15, + 16

[Э]
Знакомство со
звуком. «Хлопни в
ладоши»

«Один –много»
(книга № 1 стр.73)

месяц

Бытовые
приборы

«Собери картинку» (4
части)
«Отгадай загадку»
(см. приложение 1)

2

Мелкая моторика

Высшие психические
функции

Количе
ство
заняти
й

Муз. Пальчиковая
гимнастика.
Л. Яртова

«Четвертый лишний»
«Отгадай загадку»
(см. приложение 1)

2

«Продолжи ряд»
«Отгадай загадку»
(см. приложение 1)

2

№ 11 «Зеркало»
Весна

ДГ (см. приложение
1)

МАРТ

Самомассаж
Деревья

Сказки о
животных

Развитие темпоритмической
организации речи
Игра «Следы»
Развитие высоты и
силы голоса: игра
«Гора»

[М]
Знакомство со
звуком. «Хлопни в
ладоши»
[Д]
Знакомство со
звуком. «Хлопни в
ладоши»
[Т]
Знакомство со
звуком. «Хлопни в
ладоши»

« Назови ласково»
(книга № 3, стр. 70)

«Один-много»
(книга № 3 стр. 66 );

Муз. Пальчиковая
гимнастика.
Л. Яртова

«Чего не стало»
«Отгадай загадку»
(см. приложение 1)

2

«Мой, моя, мои»

№ 12 «Качели»

«Собери картинку» (4
части)
«Отгадай загадку»
(см. приложение 1)

2

13

Общие речевые
навыки.

Фонематические
процессы

Грамматический
строй речи и связная
речь

Мелкая моторика

Высшие психические
функции

Количе
ство
заняти
й

Птицы

Картотека АГ (см.
приложение 2)
Упр. №: 1-2, 3, 7, 910, 12, 15, 16, + 11

[Б]
Знакомство со
звуком. «Хлопни в
ладоши»

«Назови ласково»
(книга № 1, стр.28)

Муз. Пальчиковая
гимнастика.
Л. Яртова

«Четвертый лишний»
«Отгадай загадку»
(см. приложение 1)

2

Космос

ДГ (см. приложение
1)

«Продолжи ряд»
«Отгадай загадку»
(см. приложение 1)

2

месяц

Лексическая
тема

АПРЕЛЬ

№ 13 «Птицы»

Самомассаж
Рыбы

Цветы

Развитие темпоритмической
организации речи
Игра «Следы»
Развитие высоты и
силы голоса: игра
«Эхо»

[П]
Знакомство со
звуком. «Хлопни в
ладоши»
[В]
Знакомство со
звуком. «Хлопни в
ладоши»
[Ф]
Знакомство со
звуком. «Хлопни в
ладоши»

«Один-много»

Муз. Пальчиковая
гимнастика.
Л. Яртова

«Чего не стало»
«Отгадай загадку»
(см. приложение 1)

2

«Назови ласково»
(книга № 1 стр. 93)

№ 14 «Волны»

«Собери картинку» (4
части)
«Отгадай загадку»
(см. приложение 1)

2

Лексическая
тема

Общие речевые
навыки.

Фонематические
процессы

Грамматический
строй речи и связная
речь

Мелкая моторика

Высшие психические
функции

Количе
ство
заняти
й

День Победы

Картотека АГ (см.
приложение 2)
Упр. №: 1-2, 3, 7, 910, 11, 12, 15, 16, + 17

[Н]
Знакомство со
звуком. «Хлопни в
ладоши»

«Один – много»
(книга №6 стр.130)

Муз. Пальчиковая
гимнастика.
Л. Яртова

«Четвертый лишний»
«Отгадай загадку»
(см. приложение 1)

2

месяц
МАЙ

«Сосчитай до двух»
(книга № 1. Стр85)

ДГ (см. приложение
14

Насекомые

1)
Самомассаж

Наш город

Лето

Развитие темпоритмической
организации речи
Игра «Следы»
Развитие высоты и
силы голоса: игра
«Веревочка»

[К]
Знакомство со
звуком. «Хлопни в
ладоши»
[Г]
Знакомство со
звуком. «Хлопни в
ладоши»
[Х]
Знакомство со
звуком. «Хлопни в
ладоши»

«Назови ласково»
(книга № 1 стр.91)

«Один-много» (книга
№ 1 стр.82)
Сосчитай до двух»
(книга № 1 стр.95)

15

Муз. Пальчиковая
гимнастика.
Л. Яртова

«Продолжи ряд»
«Отгадай загадку»
(см. приложение 1)

2

«Чего не стало»
«Отгадай загадку»
(см. приложение 1)

2

«Собери картинку» (4
части)
«Отгадай загадку»
(см. приложение 1)

2

5. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Оборудование:
1.

Настенное зеркало для занятий.

2.

Стулья возле настенного зеркала.

3.

Настольные игры, игрушки, конструкторы, мозаики, шнуровки и т.д.

4.

Магнитная доска.

5.

Фланелеграф.

6.
7.

Шкафы или полки в достаточном количестве для наглядных пособий,
дидактических игр и методической литературы.
Стол педагога.

8.

Стул взрослый.

9.

Стулья детские.

10.

Столы детские.

11.

Технические средства (компьютер, принтер и т.д.)

12.

Цветные и простые карандаши, стаканы (подставки для карандашей)

13.

Су-джок

14.

Наглядный материал по развитию речи, систематизированный в конвертах или
папках.
Методическая литература.

15.
16.

Учебные пособия в виде карточек-символов (графических изображений звуков,
слов, предложений и т.д., карточек с индивидуальными заданиями, альбомов для
работы над звукопроизношением).

17.

Различные речевые игры.

18.

Часы.

19.

Бумажные и влажные салфетки.

20.

Картотека 1 (Физминутки. Пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика.
Загадки)
Картотека 2 (Артикуляционная гимнастика)

21.

16

6. План работы с родителями
Месяц
Сентябрь

Октябрь

Ноябрь
Декабрь
Январь

Февраль
Март
Апрель
Май

Формы работы с родителями
1. Выступление на родительском собрании «Ознакомление с
дополнительной общеразвивающей программой социальнопедагогической направленности «Говорушки».
2. Наглядная информация для родителей «Особенности речевого
развития детей 3-4 лет», «Когда следует обратиться за помощью к
логопеду».
1. Индивидуальное консультирование родителей.
«Ознакомление родителей с мониторингом начальных речевых
навыков воспитанников».
2. Наглядная информация «Неговорящий ребенок».
3. Анкетирование родителей «Мой ребенок-1».
1. Индивидуальные консультации по запросам родителей.
2. Наглядная информация для родителей «Вкусная артикуляционная
гимнастика»
1. Индивидуальные консультации по запросам родителей.
2. Наглядная информация «Играем на ходу. Развитие речи детей в
общении со взрослыми».
1. Индивидуальное консультирование родителей.
«Ознакомление родителей с промежуточными результатами речевых
навыков воспитанников».
2. Наглядная информация «Развиваем речевое дыхание».
1. Индивидуальные консультации по запросам родителей.
2. Участие родителей в конкурсах, выставках «Лучшая игра (игрушка)
по развитию речевого дыхания».
1. Индивидуальные консультации по запросам родителей.
2. Наглядная информация «Роль пальчиковой гимнастики в речевом
развитии детей».
1. Индивидуальные консультации по запросам родителей.
2. Участие родителей в конкурсах, выставках «Лучшая игра (игрушка)
по развитию мелкой моторики».
1. Индивидуальное консультирование родителей.
«Ознакомление родителей с мониторингом итоговых результатов
речевых навыков воспитанников».
2. Наглядная информация для родителей «Речевые игры с детьми в
летний период времени».

Собрания, мастер классы, консультации и прочие мероприятия с родителями детей группы
проводятся в формате соответствующем эпидемиологической обстановке в конкретное
время в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора.

17

7. Список литературы
Список литературы для педагога:
1. Карпова С.И., Мамаева В.В. «Развитие речи и познавательных способностей
дошкольников 3=5 лет».СПб., 2012 г.
2. Арефьева Л. Н. «Лексические темы по развитию речи детей 3-8 лет». Москва, 2007
г.
3. Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для
преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР».
СП., 2015 г.
4. Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития
фонематической стороны речи у старших дошкольников». СПБ, 2007 г.
5. Крупенчук О.И. «Научите меня говорить правильно». СПб, 2011 г.
6. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. «Пальцы помогают говорить». М. 2007 г.
7. Еромыгина М.В. «Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук.
Зрительная гимнастика». СПб, 2017 г.
8. Кабанова Т.В., Домнина О.В. «Тестовая диагностика: обследование речи,
общей и мелкой моторики у детей 3 – 6 лет с речевыми нарушениями» под
ред. Н.Е.Ильяковой. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008 г.
1.
2.
3.
4.
5.

Литература, рекомендованная для родителей:
Бойкова С.В. Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников. СПб, 2004.
Борисенко М.Г., Лукина Н.А. книги серии «Грамматика в играх и картинках» (32выпуска). – Спб.: «Паритет», 2007.
Ильякова Н.Е. Серия сюжетных картин (5 выпусков). – М., 2006
Калягин В.А. Когда ребёнок плохо говорит. Советы психолога. – СПб, 2004.
Краузе Е.Н. Практическая логопедия. СПб., 2005.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».