Дополнительная общеразвивающая программа Логовичок 4-5 лет

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 38 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО
Глухова Елена Игоревна
Протокол педсовета
№ 2 от 15.10.2024
я подтверждаю
этотг.

УТВЕРЖДЕНО
Приказ № 84 от 15.10.2024 г.
Заведующий ГБДОУ детский сад № 38
документ своей
удостоверяющей подписью Фрунзенского района Санкт - Петербурга
_______________________ Е.И. Глухова
2024-09-19 17:32:34

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Логовичок»
Возраст обучающихся: 4 - 5 лет
Срок освоения: 7 месяцев

Разработчик:
Берлинская Екатерина Ивановна,
педагог дополнительного образования

Содержание
1.

Разделы
Пояснительная записка

Страница

2.

Возрастные особенности детей 4-5 лет

3.

Учебный план программы

10

4.

Календарно-тематическое планирование

12

5.

Материально-техническое обеспечение

25

6.

План работы с родителями

26

Список литературы

27

3
8

2

1. Пояснительная записка
Нормативно правовые основы проектирования дополнительной
общеобразовательной программы:
Дополнительная общеобразовательная программа «Логовичок» разработана в
соответствии с нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Федеральный закон от 31 июля 2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся».
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 №
996-р.
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 №
678-р.
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа
2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ».
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13 марта 2019 №
114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества
условий
осуществления
образовательной
деятельности
организациями,
осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным
программам, образовательным программам среднего профессионального образования,
основным
программам
профессионального
обучения,
дополнительным
общеобразовательным программам».
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03 сентября 2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22
сентября 2021 №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
3

10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 05 августа 2020 № 82/391 «Об
организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ».
11. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи».
12. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 января 2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1403030/2022-30338(1) 2 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
13. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального
проекта «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской
Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24
декабря 2018 № 16).
14. Письмо Министерства образования и науки России от 29 марта 2016
№ВК641/09 «О направлении методических рекомендаций».
15. Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 25 августа 2022
№1676-р
«Об
утверждении
критериев
оценки
качества
дополнительных
общеразвивающих
программ,
реализуемых
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность, и индивидуальными предпринимателями
СанктПетербурга».
16. Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 05 сентября 2022
№1779-р «Об утверждении Правил проведения независимой оценки качества
дополнительных общеразвивающих программ, планируемых к реализации в рамках
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в СанктПетербурге».
17. Методические комментарии Комитета по образованию Санкт-Петербурга
«Проектирование дополнительных общеразвивающих программ», 2022.
Актуальность реализации данной программы состоит в том, что она помогает
гармоничному развитию личности ребенка, развитию его мышления и интеллекта, решает
проблемы коммуникативного характера при общении со сверстниками.
Развитие речи – одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста.
Решение этой задачи предполагает совершенствование звуковой стороны речи ребенка, то
есть произношения звуков, увеличение словарного запаса и формирование
грамматического строя речи. Чем раньше будут приняты необходимые меры для
улучшения речевого развития ребенка, тем полноценнее будет и его общее развитие.
Кроме того, непринятие своевременных мер по формированию правильного
звукопроизношения ведет к тому, что у ребенка при произнесении ряда звуков закрепится
4

неправильная артикуляция, и исправить этот недостаток в дальнейшем будет довольно
сложно.
Направленность программы: социально-гуманитарная
Адресат: обучающиеся в возрасте 4-5 лет.
Уровень освоения программы: общекультурный
Объем и срок освоения: 64 академических часа (где один академический час
равен 20 минут для учащихся среднего возраста (4-5 лет).
Цель программы совершенствование и коррекция звуковой стороны речи детей
4-5 лет, то есть произношения звуков, увеличение словарного запаса и формирования
грамматического строя речи, посредством игровых технологий.
Задачи:
Обучающие:
Формировать и развивать речевую активность, фразовую и связную речь,
обогащать словарный запас, грамматический строй речи.
- Сформировать умения звукобуквенного анализа: учить делить слова на слоги;
различать звуки (гласные и согласные).
- Научить выразительности речи: пользоваться высотой и силой голоса, темпом и
ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями; выработка дикции.
- Развить графические навыки с целью подготовки руки ребенка к письму.
Развивающие:
- Развить мелкую моторику посредством пальчиковой гимнастики, обучить навыку
самомассажа кистей рук с нетрадиционными предметами и т. д.
Формировать и развивать основные движения органов речи у детей (язык,
челюсти, губы), посредством артикуляционной речевой гимнастики.
Способствовать
развитию
фонематического
слуха:
способность
дифференцировать звуки;
- Способствовать развитию образного и вариативного мышления, воображения,
творческих способностей.
Воспитательные:
Формировать и развивать умения устанавливать отношения со сверстниками
и взрослыми.
Формировать мотивацию к познавательной деятельности.
Планируемые результаты освоения:
-

развитие речевой активности, увеличение словарного запаса
развитие коммуникативных навыков
развитие выразительности речи, умения владеть голосом
коррекция звуковой стороны речи детей 4-5 лет
5

выработана четкая, точная, координированная работа артикуляционного
аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба).
нормализация дыхания: нормализовать его ритм, выработать плавный,
длительный, экономный выдох.
развитие мелкой моторики рук, выработка ловкости и умение управлять
своими движениями.
Организационно-педагогические условия реализации
Язык реализации программы - русский язык.
Форма обучения – очная.
Условия набора и формирования групп: для обучения по данной программе
принимаются дети с 4 до 5 лет, набор в группу осуществляется на основе желания детей и
заявления родителей. Количество детей в группе: не более 15 человек. Формирование
групп одного возраста осуществляется в сентябре учебного года по заявлению родителей
(законных представителей). Допускается дополнительный набор всех желающих на
основании договора с родителями (законными представителями) воспитанников при
наличии свободных мест в группе (с возможностью добора детей в группу на место
выбывших обучающихся).
Занятия проводятся с октября по май два раза в неделю во второй половине дня.
Кадровые условия реализации программы – педагог дополнительного образования.
Форма организации и проведения занятий:
Форма проведения занятия может варьироваться педагогом и выбирается с учетом
той или иной темы занятия:
Игровая ситуация
Дидактическая игра
Проблемная ситуация
Рассматривание презентаций, иллюстраций
Конструирование
Исследовательская деятельность
Интегративная деятельность
Форма организации деятельности обучающихся на занятии:
Групповые (подгрупповые), включающие в себя совместные действия,
общение, взаимопомощь в малых подгруппах, в том числе в парах, для выполнения
определенных задач.
индивидуальные, организуется для работы с одаренными детьми, для
осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся.
Особенности организации образовательного процесса:

6

Важным элементом каждого занятия является прием смены видов деятельности,
обязательное чередование теоретической части занятия с игровыми, дискуссионными,
творческими видами деятельности.
Педагог создает условия для организации всех видов детской деятельности по
интересам и желанию детей.
При реализации Программы педагог:
продумывает условия эмоционального благополучия и развития каждого
ребенка;
осуществляет развивающее взаимодействие с детьми, основанное на
современных педагогических позициях: «Давай сделаем это вместе»; «Посмотри, как я это
делаю»;
сочетает совместную с ребенком деятельность (игры, наблюдения и пр.) и
самостоятельную деятельность детей;
планирует образовательные ситуации, обогащающие практический и
познавательный опыт детей, эмоции и представления о мире;
наблюдает, как развивается самостоятельность ребенка и взаимоотношения
детей;
сотрудничает с родителями.
Модели организации образовательного процесса при реализации Программы:
Образовательная деятельность. Специально организованная деятельность
педагога с детьми.
Совместная деятельность. Деятельность педагога с детьми, включающие
совместные игры, творческие мероприятия, проектная деятельность.
Самостоятельная деятельность. Педагоги создают условия для организации
всех видов детской деятельности по интересам и желанию детей.
Кадровое обеспечение реализации программы:
Реализацию программы осуществляет педагог, имеющий профессиональное
педагогическое образование.
Материально-техническое обеспечение программы:
Групповое помещение (кабинет)
Проектор, доска
Столы, стулья (по росту и количеству детей)
Природные материалы
Наглядные дидактические пособия и игрушки
Счетные палочки
Наборы букв

7

2. Возрастные особенности детей 4-5 лет
Дети 4-5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, в соответствии с
реальной действительностью: ребёнок сначала режет хлеб и только потом ставит его на
стол перед куклами. В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых
ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. В процессе игры
роли могут меняться.
В 4-5 лет сверстники становятся для ребёнка более привлекательными и
предпочитаемыми партнёрами по игре, чем взрослый. В общую игру вовлекается от двух
до пяти детей, а продолжительность совместных игр составляет в среднем 15-20 мин, в
отдельных случаях может достигать и 40-50 мин.
Дети этого возраста становятся более избирательными во взаимоотношениях и
общении: у них есть постоянные партнёры по играм (хотя в течение года они могут и
поменяться несколько раз), всё более ярко проявляется предпочтение к играм с детьми
одного пола. Правда, ребёнок ещё не относится к другому ребёнку как к равному партнеру
по игре. Постепенно усложняются реплики персонажей, дети ориентируются на ролевые
высказывания друг друга. При разрешении конфликтов в игре дети всё чаще стараются
договориться с партнёром, объяснить свои желания, а не настоять на своём.
В 4-5 лет дети умеют перешагивать через рейки гимнастической лестницы,
горизонтально расположенной на опорах (на высоте 20 см от пола), держа руки на поясе;
подбрасывать мяч вверх и ловить его двумя руками (не менее трёх-четырёх раз подряд в
удобном для ребёнка темпе).
Дети с удовольствием нанизывают бусины средней величины (или пуговицы) на
толстую леску (или тонкий шнурок с жёстким наконечником).
Восприятие: к 5 годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об
основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребёнок уже может
целенаправленно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его
пространстве. При обследовании несложных предметов он способен придерживаться
определённой последовательности: выделять основные части, определять их цвет, форму
и величину, а затем — дополнительные части. Восприятие в этом возрасте постепенно
становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.
В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже
не является такой непосредственной, как раньше. Во многих случаях не требуется
практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребёнку необходимо
отчётливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Мышление детей 4-5 лет
протекает в форме наглядных образов, следуя за восприятием.
К 5 годам внимание становится всё более устойчивым (занимается интересной
деятельностью в течение 15-20 минут) — если ребёнок пошёл за мячом, то уже не будет
отвлекаться на другие интересные предметы. Важным показателем развития внимания
является то, что к 5 годам в деятельности ребёнка появляется действие по правилу.
Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные
(лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки).
В возрасте 4-5 лет преобладает воображение, воссоздающее образы, которые
описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т. д.
Особенности образов воображения зависят от опыта ребёнка: в них часто смешивается
8

реальное и сказочное, фантастическое. Однако образы у ребёнка 4-5 лет разрозненны и
зависят от меняющихся внешних условий. Детские сочинения в основном не имеют еще
определенной цели и строятся без какого-либо предварительного замысла.
Взрослому необходимо понимать, что воображение помогает ребёнку познавать
окружающий мир, переходить от известного к неизвестному. Развитие воображения
происходит в игре, рисовании, конструировании.
Дети среднего дошкольного возраста свободно ведут счет в пределах 5, видят
геометрические фигуры в окружающих предметах. Правильно называют времена года,
части суток. Различают правую и левую руку.
Для установления отношений в словаре детей появляются слова и выражения,
отражающие нравственные представления: слова участия, сочувствия, сострадания.
Стремясь привлечь внимание сверстника, ребёнок учится использовать средства
интонационной речевой выразительности: регулировать силу голоса, интонацию, ритм,
темп речи в зависимости от ситуации общения. В процессе общения со взрослыми дети
используют правила речевого этикета: слова приветствия, прощания, благодарности,
вежливой просьбы, утешения, сопереживания и сочувствия.
К 5 годам в большинстве своём дети начинают правильно произносить звуки
родного языка. Продолжается процесс творческого изменения родной речи,
придумывания новых слов и выражений. В речь детей входят приемы художественного
языка: эпитеты, сравнения. Особый интерес вызывают рифмы, простейшие из которых
дети легко запоминают, а затем сочиняют подобные.
Речь становится более связной и последовательной. С помощью взрослого дети
могут пересказывать короткие литературные произведения, рассказывать по картинке,
описывать игрушку, передавать своими словами впечатления из личного опыта.
Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в
форме сложноподчиненных предложений.
В возрасте 4-5 лет дети использует обобщающие слова (мебель, посуда, транспорт
и др.), объединяя предметы в видовые категории, называют различия между предметами
близких видов: куртка и пальто, платье и сарафан, жилет и кофта; называет животных и
их детенышей, профессии людей, части предметов.
Если взрослые постоянно читают дошкольникам детские книжки, чтение может
стать устойчивой потребностью. Дети охотно отвечают на вопросы, связанные с анализом
произведения, дают объяснения поступкам героев. Значительную роль в накоплении
читательского опыта играют иллюстрации. В возрасте 4-5 лет дети способны долго
рассматривать книгу, рассказывать по картинке о её содержании. Любимую книгу они
легко находят среди других, могут запомнить название произведения, автора, однако
быстро забывают их и подменяют хорошо известными. Они стремятся перенести книжные
ситуации в жизнь, подражают героям произведений, с удовольствием играют в ролевые
игры, основанные на сюжетах сказок, рассказов. Дети зачастую придумывают
собственные сюжетные повороты. Свои предложения они вносят и при инсценировке
отдельных отрывков прочитанных произведений.

9

3. Учебный план
№

Название раздела, темы

п/п

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

2

1

1

наблюдение

2

Вводное занятие. Наш
детский сад
Листопад.

2

1

1

наблюдение

3

Урожай собирай!

2

1

1

наблюдение

4

Фрукты

2

1

1

наблюдение

5

Грибы и ягоды

2

1

1

наблюдение

6

Такие разные игрушки

2

1

1

наблюдение

7

Домашние животные

2

1

1

наблюдение

8

Дикие животные

2

1

1

.наблюдение

9

Животные жарких стран

2

1

1

наблюдение

10

Зимующие птицы и
птицы дальних стран

2

1

1

наблюдение

11

Зимушка зима Зимние
забавы
Любимый праздник
Новый год
Карнавальные костюмы
Зимняя одежда

2

1

1

наблюдение

4

2

2

наблюдение

2

1

1

наблюдение

14

Правила дорожного
движения

2

1

1

наблюдение

15

Мебель

4

2

2

наблюдение

16

Посуда

2

1

1

наблюдение

17

Военные профессии

2

1

1

наблюдение

18

Признаки весны

2

1

1

наблюдение

19

Весенний праздник

2

1

1

наблюдение

20

Первоцветы

2

1

1

наблюдение

21

Встречаем птиц

2

1

1

наблюдение

1

12

13

10

22

Виды транспорта

2

1

1

наблюдение

23

Планеты в космосе

2

1

1

наблюдение

24

Профессии водитель, доктор 2
и парикмахер.

1

1

наблюдение

25

Польза насекомых

2

1

1

наблюдение

26

Что там, под водой?
И в реке и в море?

2

1

1

наблюдение

27.

Лето

2

1

1

наблюдение

28.

Контрольные и итоговые
занятия
Всего

2

1

1

наблюдение игры.

64

31

33

11

4. Календарно-тематическое планирование
Тема

1.
2.

Содержание занятия

Вводное занятие
Наш детский сад

Теория: Знакомство с новыми детьми. Формировать умение громко называть свое имя.
Выделение первого звука в имени.
Формировать навык построения простого предложения.
Практика: Самомассаж. Игры: «Угадай, кто тебя позвал», «Доскажи словечко», «Угадай эмоцию» Артикуляционное
упражнение «Улыбка», «Трубочка». Дыхательное упражнение «Сдуй листок».

Листопад
Такие
листочки

3.
4.

Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий.
Теория: Признаки осени. Название деревьев: повторение изученных и знакомство с новыми. Формировать интерес к
разные новому.
Показ, как делить слова на слоги (хлопки).
Формировать навык построения простого предложения.
Практика: Самомассаж. Игры: «Угадай листок», «Доскажи словечко». Штриховка осенних листьев. Артикуляционное
упражнение «Улыбка», «Трубочка». Дыхательное упражнение «Сдуй листок».
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий.

5.
6.

Теория: Повторять название овощей, изучать новые и описывать особенности.
Урожай собирай!
Витамины на грядке
Рассматривание натуральных овощей. Проговаривание их названий. Определение первого звука и количества слогов.
и на ветке
Практика: Пальчиковая гимнастика «Мы пришли в огород…». Игра «Волшебный мешочек: достань то, что я скажу»,
«Угадай по описанию». Штриховка «овощи». Артикуляционное упражнение «Иголочка».
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий.

7.
8.
9.

Фрукты
Экзотические гости
В компот или в суп?

Теория: Название фруктов: повторение изученных и знакомство с новыми. Формировать интерес к новому.
Рассматривание натуральных фруктов, карточек с экзотическими фруктами.
Развитие фонематического слуха: различаем Звук Б и П.
Практика: Самомассаж. Речевые игры: «Какой твой любимый фрукт?», «Что не так?», «Доскажи словечко», «Назови
ласково». Штриховка «фрукты».
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий.

13

10. Грибы и ягоды

Теория: Понятие о съедобных и ядовитых грибах и ягодах садовых и лесных. Побуждать описывать, находить отличия.

11. Гости из леса: какие
они?

Расширение словаря прилагательных на тему «ягоды и грибы».

12. Витамины из леса и
сада

Рассматривание карточек с грибами и ягодами.
Практика: Речевые игры: «Как выглядит и как называется?», «Что ты приготовишь?», «Чего не стало», «Что не так?».
Выкладывание гриба на пенечке из счетных палочек по образцу. Артикуляционное упражнение «Грибочек» или медленно
цокаем.
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий.

13.
14.

Такие
разные Теория: Игрушки. Формирование умения составлять рассказ о своей любимой игрушки.
игрушки
Необычные игрушки Расширение словаря прилагательных и глагола на тему «игрушки».
Развитие фонематического слуха. Называние и дифференцирование похожих по звучанию слов.
Практика: Самомассаж. Игра «Волшебный мешочек: достань то, что я скажу», Речевые игры: «Назови непохожее слово»,
«Какое слово самое длинное». «Угадай загадку и раскрась отгадку».
Артикуляционное упражнение «Шарики».
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий.

14

15.
16.

Домашние животные Теория: Закрепление знаний о домашних животных.
Наши питомцы и не
Рассматривание и описание карточек с домашними животными.
только
Расширение словаря прилагательных и глагола на тему «домашние животные».
Определение самого длинного слова и количества слогов.
Практика: Игра «Прохлопай слоги в словах», «Доскажи словечко», «Назови ласково». Выкладывание лошади из счетных
палочек. Артикуляционное упражнение «Иголочка».
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий.

17.
18.
19.

Теория: Дикие животные. Повторение и знакомство с новыми дикими животными.
Дикие животные
Как и где они живут
Чем кормить лесных Побуждать составлять самостоятельный рассказ на тему «любимое животное, живущее в лесу».
зверей
Определение самого короткого слова.
Практика: Самомассаж. Пальчиковая гимнастика «Жили-были зайчики на лесной опушке». Игра: «Кто больше»,
«Четвертый лишний». Дорисуй животное. Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье».
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий.

20.
21.

Животные
жарких Теория: Формировать понятие о животных жарких стран. Запоминать и описывать. Расширение словаря
стран
прилагательных и глаголов на тему «животные жарких стран».
Такие
необычные
(внешний вид)
Определение первого звука в словах.
Практика: Игры на развитие межполушарных связей «Капитаны». Игра: «Что перепутал художник?», «Что умеет делать
это животное?», «Назови по описанию». Артикуляционное упражнение «Чистим зубки».
15

Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий.

22.
23.

Зимующие птицы и Знакомство с понятием зимующие птицы и изучение птиц дальних стран. Закрепление их названий и особенностей.
птицы дальних стран
Как
помочь Рассматривание и описание карточек с зимующими птицами и птицами дальних стран.
перезимовать
Определение самого длинного слова и количества слогов.
Практика: Самомассаж. Игра «Прохлопай слоги в словах», Речевые игры: «Назови непохожее слово», «Какое слово
самое длинное». Выкладывание лошади из счетных палочек. Артикуляционное упражнение «Птенчик».
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий.

24.
25.

Зимушка зима
Зимние забавы

Теория: Зима. Формировать интерес и наблюдение к изменениям в природе. Повторение признаков зимы.
Расширение словаря прилагательных.
Побуждать самостоятельно составлять рассказ на тему «Изменения в природе».
Развитие фонематического слуха: различаем Звук Д и Т.
Практика: Отгадывание загадок. Речевые игры: «Что лишнее», «Один-много», «Скажи наоборот», «Назови ласково».
Упражнение «Греем ручки».
Контроль: Беседа, педагогическое наблюдение.

16

26.
27.
28.

Любимый праздник Теория: Праздновании Нового года.
Новый год
Побуждать к самостоятельному составлению предложений о подготовке к празднику, новогодних костюмах и подарках.
Карнавальные
костюмы
Придумывание слов на букву А.
Украшаем елку
Практика: Самомассаж. Игра «Найди два одинаковых шарика», «Что перепутал художник», «Закончи предложение»,
«Укрась свою игрушку». Артикуляционное упражнение «Лошадка».
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий.

29.
30.

Зимняя одежда
Утепляем руки, ноги

Теория: Повторение названий теплой одежды.
Рассматривание, описание лоскутков тканей и придумывание одежды.
Расширение словаря прилагательных.
Практика: Пальчиковая гимнастика «Я перчатку надеваю». Игра: «Назови, что ты надеваешь, когда идешь зимой гулять»,
«Что лишнее в каждом ряду и почему?». Артикуляционные упражнения «Слоник», «Лягушка».
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий.

17

31.
32.

Правила дорожного Теория: Правилах дорожного движения.
движения
Побуждение к самостоятельному рассказу о правилах дорожного движения. Обсуждение дороги от дома до детского сада.
Я
катаюсь
на
самокате
Развитие фонематического слуха. Узнавание звука О в словах. Придумывание слов на букву О.
Практика: Игра «Что перепутал художник?», «Скажи наоборот», «Один-много». Рисуем пешеходный переход.
Артикуляционное упражнение «Блинчик».
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий.

33.
34.

Мебель
Бабушкина мебель

Теория: Названия мебели. Повторение и знакомство с новыми предметами мебели.
Расширение словаря прилагательных и глаголов на тему «мебель».
Рассматривание и описание карточек с мебелью.
Практика: Игры: «Доскажи словечко», «Что не так?», «Найди два одинаковых шкафа». Выкладывание стула или
табуретки из счетных палочек. Артикуляционное упражнение «Заборчик».
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий.

18

35.
36.
37.

Посуда
Готовим на кухне
Праздничный обед

Теория: Названия посуды. Повторение и знакомство с новой посудой.
Побуждать называть, описывать посуду. Рассказывать о назначении посуды.
Развитие фонематического слуха: различаем Звук Г и К.
Практика: Самомассаж «У бабушки Ягули сковородки и кастрюли». Игра: «Волшебный мешочек: достань и опиши то,
что я скажу». Выкладывание кружки с ручкой из счетных палочек. Артикуляционное упражнение «Кошка лакает
молоко».
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий.

38.
39.

Военные профессии Теория: Многообразие военных профессий.
Защитники
и на
Побуждать описывать внешний вид военных, их службу. Расширение словаря прилагательных.
суше и на море
Практика: Пальчиковая гимнастика «Летчик, моряк, пехотинец, танкист». Игры с мячом «Кому что нужно?», «Скажи
наоборот». «Что забыл нарисовать художник?». Выкладывание танка из счетных палочек. Артикуляционное упражнение
«Пузырик».
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий.

40.
41.

Признаки весны
Мы весну зовем опять

Теория: Повторение признаков весны. Формировать интерес к природе.
Побуждать к описанию изменений в природе. Расширять словарь прилагательных.
Рассматривание и обсуждение иллюстрации «Дети в весеннем парке».
Развитие фонематического слуха. Узнавание звука И в словах. Придумывание слов на букву И.

19

Практика: Самомассаж «Весна». Пальчиковая гимнастика «Кап, кап, кап звенит капель». Речевые игры: «Назови какое?»,
«Один- много», «Доскажи словечко», «Назови ласково». Артикуляционное упражнение «Маятник».
Контроль: Беседа, педагогическое наблюдение.

42.
43.

Теория: Закрепление знаний о праздновании дня 8 марта.

Весенний праздник
Подарки любимым

Формировать положительный эмоциональный настрой.
Расширение словаря прилагательных.
Практика: Пальчиковая гимнастика «Для мамы нарисую улыбку озорную». Речевые игры «Собери букет из добрых слов
о маме?», «Расскажи как поздравишь маму?». Дорисуй вазу с цветами для мамы. Артикуляционное упражнение
«Дотянись до носа».
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий.

44.
45.

Первоцветы
Долгожданные
нежные

Теория: Повторение названий и описание первоцветов.
и

Рассматривание и описание карточек с весенними цветами. Побуждать к самостоятельному описанию.
Развитие фонематического слуха. Узнавание звука У в словах. Придумывание слов на букву У.
Практика: Игры на развитие межполушарных связей «Коза-капуста». Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Что
перепутал художник?», «Распутай: к какому цветку прилетит бабочка». Артикуляционное упражнение «Качели».
Контроль: Беседа, педагогическое наблюдение.

20

46. Ура! Прилетели!
47. Встречаем птиц

Теория: Названия перелетных птиц. Повторение и знакомство с новыми перелетными птицами.
Рассматривание и описание карточек с прилетающими птицами.
Определение самого длинного и короткого слова и количества слогов.
Практика: Слушание и отгадывание загадок «Соедини правильно». Речевые игры: «Скажи наоборот», «Назови
ласково», «Прохлопай слоги в словах». Игра «Запутанные картинки: назови, каких птиц ты видишь». Дуть на перышко.

48.
49.

Контроль: Беседа, педагогическое наблюдение.
Теория: Многообразие транспорта.

Виды транспорта
Путешествуя
по
Расширение словаря прилагательных и глагола. Рассматривание игрушечного транспорта.
городу
Побуждать к самостоятельному описанию и назначению транспорта.
Развитие фонематического слуха. Узнавание звука Э в словах. Придумывание слов на букву Э.
Практика: Пальчиковая гимнастика «1, 2, 3, 4, 5, буду транспорт называть». Игра «Волшебный мешочек: угадай и
расскажи»,
«Что не так?», «Назови одним словом». «Найди две одинаковые машины». Артикуляционное упражнение «Дятел».
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий.

21

50.
51.

Теория: Космос. Обобщение знаний о космосе.
Планеты в космосе
Я
хочу
стать
Рассматривание и обсуждение иллюстрации «Планеты в космосе». Расширять словарь прилагательных. Обсуждение
космонавтом
планет, их различий. Побуждать к самостоятельному описанию.
Практика: Речевые игры: «Что общего и чем отличаются?», «Соедини картинки похожие по звучанию», «Кто больше».
Дорисуй и раскрась свою планету. Артикуляционное упражнение «Маляр».
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий.

52. Профессии водитель,
доктор и парикмахер.

Теория: Формирование интереса к профессиям.
Расширение словаря прилагательных и глагола. Рассматривание карточек с профессиями.

53. Кем мне стать?

Побуждать к самостоятельному рассказу о понравившейся профессии.

54.Профессии.

Повторение гласных звуков и букв. Придумывание слов, начинающихся на гласные буквы. Выделение голосом гласных
звуков.
Практика: Пальчиковая гимнастика «Все профессии нужны, все профессии важны». Игра «Найди инструменты»,
«Четвертый лишний», «Скажи наоборот». Выкладывание расчески из счетных палочек. Артикуляционное упражнение
«Вкусное варенье».
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий.

22

55. Польза насекомых

Теория: Насекомые. Повторение и знакомство с новыми видами насекомых.

56. Красивые и ядовитые

Побуждать к самостоятельному описанию знакомых насекомых.
Практика: Пальчиковая гимнастика «Дикие пчелы свой мед берегут». Отгадай загадки и раскрась отгадки. Речевые
игры: «Кто как передвигается?», «Подбери признак», «Доскажи словечко». Дорисуй жука по образцу. Артикуляционное
упражнение «Обезьянка».
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий.

57.День Победы.
58.День Победы.

Теория: День Победы 9 мая.
Задачи: обобщать материал по данной теме, упражнять детей в словообразовании, составлении рассказа по сюжетной
картинке, в образовании глаголов совершенного инесовершенного вида, уточнять временные и пространственные
представления, упражнять в выразительном чтении стихотворений, активизировать предметный словарь.Развивающие
задачи: развивать память, внимание, мышление, координацию речи и движения, мелкую моторику рук.
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать чувство патриотизма, уважительное отношение к защитникам
Отечества.
Практика: Пальчиковая гимнастика «Нежный подснежник, цветок голубой». Дидактические игры: «Четвертый лишний»,
«Что перепутал художник?», «Закончи предложение». Дорисуй по образцу. Артикуляционное упражнение.

59. Что там, под водой?

Контроль: Беседа, педагогическое наблюдение.
Теория: Формирование интереса к подводному миру.
Рассматривание карточек с рыбами. Обсуждение и закрепление названий рыб. Побуждать к самостоятельному рассказу о
понравившейся рыбке.

60. И в реке и в море?
Практика: Пальчиковая гимнастика «Плавает в аквариуме рыбка золотая». Игра «Что перепутал художник?», «Четвертый
лишний». Нарисуй аквариум для рыбки.
Выкладывание рыбы из палочек. Артикуляционное упражнение «Рыбка».
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий.
23

Теория: Лето. развитие речи по теме «Лето»
61.Лето
62.Лето

Практика: учить образовывать и употреблять прилагательные в сравнительной степени; закреплять умение образовывать
глаголы в прошедшем времени; развивать словарь синонимов; учить составлять рассказ по сюжетной картине («Лето
красное пришло…».
Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.
Практика: Игры на развитие межполушарных связей «Коза-капуста». Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Что
перепутал художник?», «Распутай: к какому цветку прилетит бабочка». Артикуляционное упражнение «Качели».
Контроль: Беседа, педагогическое наблюдение.

63. Итоговое занятие
64.Итоговое занятие

Практика: Деление слов на слоги. Определение самого длинного и короткого слова. Выделение первого звука в слове.
Умение подбирать антонимы, уменьшительно-ласкательную форму существительных. Описывать предмет с помощью
прилагательных. Выполнять основные артикуляционные позы, соответствующие возрасту.
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий.

24

5. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Оборудование:
1.

Настенное зеркало для занятий.

2.

Стулья возле настенного зеркала.

3.

Настольные игры, игрушки, конструкторы, мозаики, шнуровки и т.д.

4.

Магнитная доска, расположенная на уровне роста детей.

5.

Фланелеграф.

6.
Шкафы или полки в достаточном количестве для наглядных пособий,
дидактических игр и методической литературы.
7.

Стол педагога.

8.

Стул взрослый.

9.

Стулья детские.

10.

Столы детские.

11.

Технические средства (компьютер, принтер и т.д.)

12.

Цветные и простые карандаши, стаканы (подставки для карандашей)

13.

Су-джок

14.
или папках
15.

Наглядный материал по развитию речи, систематизированный в конвертах
Методическая литература

16.
Учебные пособия в виде карточек-символов (графических изображений
звуков, слов, предложений и т.д., карточек с индивидуальными заданиями, альбомов для
работы над звукопроизношением).
17.

Различные речевые игры

18.

Часы

19.

Бумажные и влажные салфетки

20.
Картотека
гимнастика. Загадки)
21.

1

(Физминутки.

Пальчиковая

Картотека 2 (Артикуляционная гимнастика)

гимнастика.

Дыхательная

6. План работы с родителями
Месяц
Сентябрь
22.09.24

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Формы работы с родителями
1. Выступление на родительском собрании «Ознакомление с
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой
социально-педагогической направленности «Логовичок».
2. Наглядная информация для родителей «Особенности речевого
развития детей 4-5 лет», «Когда следует обратиться за помощью к
логопеду».
1. Индивидуальное консультирование родителей.
«Ознакомление родителей с мониторингом начальных речевых
навыков воспитанников».
2. Анкетирование родителей «Мой ребенок-2».
3. Наглядная информация «Для чего нужно выполнять рекомендации
логопеда дома».
4. Рекомендации для закрепления речевого материала дома в
индивидуальных папках.
1. Индивидуальные консультации по запросам родителей.
2. Наглядная информация для родителей «Вкусная артикуляционная
гимнастика».
3. Рекомендации для закрепления речевого материала дома в
индивидуальных папках.
1. Индивидуальные консультации по запросам родителей.
2. Наглядная информация «Играем на ходу. Развитие речи детей в
общении со взрослыми».
3. Рекомендации для закрепления речевого материала дома в
индивидуальных папках.
1. Индивидуальное консультирование родителей.
«Ознакомление родителей с промежуточными результатами речевых
навыков воспитанников».
2. Наглядная информация «Развиваем речевое дыхание».
3. Рекомендации для закрепления речевого материала дома в
индивидуальных папках.
1. Индивидуальные консультации по запросам родителей.
2. Участие родителей в конкурсах, выставках «Лучшая игра (игрушка)
по развитию речевого дыхания».
3. Рекомендации для закрепления речевого материала дома в
индивидуальных папках.
1. Индивидуальные консультации по запросам родителей.
2. Наглядная информация «Роль пальчиковой гимнастики в речевом
развитии детей».
3. Рекомендации для закрепления речевого материала дома в
индивидуальных папках.
1. Индивидуальные консультации по запросам родителей.
2. Участие родителей в конкурсах, выставках «Лучшая игра (игрушка)
по развитию мелкой моторики».
3. Рекомендации для закрепления речевого материала дома в
индивидуальных папках.

26

Май

1. Индивидуальное консультирование родителей.
«Ознакомление родителей с мониторингом итоговых результатов
речевых навыков воспитанников».
2. Наглядная информация для родителей «Речевые игры с детьми в
летний период времени».
3. Рекомендации для закрепления речевого материала дома в
индивидуальных папках.

Собрания, мастер классы, консультации и прочие мероприятия с родителями детей
группы проводятся в формате соответствующем эпидемиологической обстановке в
конкретное время в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора.
Список литературы
1. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. – СПб.:
«Литера», 2010. (Серия «Уроки логопеда»).
2. Карпова С.И.Развитие речи и познавательных способностей дошкольника. 4-5
лет.- Сфера , 2012
3.
Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.: Сфера»,
2004.
4.
Кныш В. А. Комар И. И. и др. Логоритмические минутки: тематические
занятия для дошкольников – Минск: Аверсэв, 2009. – (В помощь логопеду).
5.
Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Артикуляционная, пальчиковая
гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. Москва 2005
6.
Краузе Е.Н. Практическая логопедия: Конспект занятий по развитию речи у
детей дошкольного возраста – СПб.: Издательство «Корона. Век», 2017
7.
Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Исправляем произношение: комплексная
методика коррекции артикуляционных расстройств. - СПб.: «Литера», 2010. – (Серия
«Уроки логопеда»).
8.
Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Средняя логопедическая группа.
Домашняя тетрадь. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016
9.
Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игровой логопедический массаж и
самомассаж при коррекции речевых нарушений – СПб.: КАРО, 2013
10.
Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического
восприятия и навыков звукового анализа. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
11.
Ткаченко Т. А. Я говорю правильно. Развивающие сказки о животных. М.
УМка, 2017
Интернет источники для учащихся и родителей:
https://www.kanal-o.ru/news/9916 - Развивающие игры и консультации учителейлогопедов.
https://orechi.ru/razvitie-rechi/logopedicheskie-zanyatiya-dlya-detej-4-5-let
Логопедические занятия для детей 4-5 лет дома: упражнения в картинках и видео.
https://www.kanal-o.ru/news/13456 - Упражнения для игр с детьми дома
27

-


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».