Дополнительная общеразвивающая программа По дороге к школе (5-6 лет)

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад№ 38 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО
Протокол педсовета № 2 от 15.10.2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказ № 84 от 15.10.2024 г.
Заведующий ГБДОУ детский сад № 38
Фрунзенского района Санкт - Петербурга
_______________________ Е.И. Глухова

Глухова Елена Игоревна
я подтверждаю этот
документ своей
удостоверяющей подписью
2024-09-19 17:32:34

Дополнительная общеразвивающая программа
«По дороге к школе»
для обучающихся 5-6 лет
(срок реализации: 7 месяцев)

Разработчик: Сенькевич Юлия Валерьевна
педагог дополнительного образования

СОДЕРЖАНИЕ
№
1.

Пояснительная записка

Наименование

2.

Учебный план

7

3.

Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год

10

4.

Календарно-тематическое планирование и содержание обучения

13

5.

Методические и оценочные материалы

25

6.

Информационные источники и список литературы

26

2

Страница
3

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно правовые основы проектирования дополнительной
общеобразовательной программы:
Дополнительная общеобразовательная программа «По дороге к школе» разработана в
соответствии с нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Федеральный закон от 31 июля 2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся».
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 № 996р.
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 №
678-р.
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа
2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ».
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13 марта 2019 № 114
«Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий
осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими
образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам,
образовательным программам среднего профессионального образования, основным
программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным
программам».
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03 сентября 2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22
сентября 2021 №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 05 августа 2020 № 82/391 «Об
организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных программ».
11. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи».
12. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 января 2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1403030/2022-30338(1) 2 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
13. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта
«Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 № 16).
3

14. Письмо Министерства образования и науки России от 29 марта 2016 №ВК641/09
«О направлении методических рекомендаций».
15. Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 25 августа 2022
№1676-р «Об утверждении критериев оценки качества дополнительных общеразвивающих
программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
и индивидуальными предпринимателями Санкт-Петербурга».
16. Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 05 сентября 2022
№1779-р «Об утверждении Правил проведения независимой оценки качества
дополнительных общеразвивающих программ, планируемых к реализации в рамках
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в СанктПетербурге».
17. Методические комментарии Комитета по образованию Санкт-Петербурга
«Проектирование дополнительных общеразвивающих программ», 2022.
Направленность программы:
Программа имеет социально-гуманитарную направленность. Раскрывает основные цели,
задачи, содержание и направление работы по речевому развитию в старшем возрасте.
Актуальность реализации.
Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками,
буквами и словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит
понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также
способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации и
подготовит к обучению чтению.
Программа предусматривает использование поисковых вопросов, приемов сравнения,
различных способов работы с наглядностью. Во все занятия включены всевозможные игры
по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические игры. Часто вводятся игровые
ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты, так нравящиеся детям. В программу
занятий включено множество загадок, проговаривание скороговорок, четверостиший,
рифмованных строчек и пр. Все они на занятиях сопровождаются иллюстративным или
игровым материалом. Актуальность подготовки к обучению грамоте так же обусловлена
возросшими требованиями к начальным учебным навыкам, предъявляемых рядом школ,
лицеев, гимназий, что побуждает родителей искать возможности раннего обучения детей
чтению и письму.
На занятиях используются ИКТ.
Основные направления программы:
- Развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи;
- Развитие слоговой структуры слова;
- Развитие мелкой и крупной моторики и графомоторных навыков;
- Развитие навыков звукобуквенного анализа слов;
- Формирование буквенного гнозиса;
- Развитие мыслительных операций.
- Формирование интереса к чтению.
- Развитие психических процессов.
Адресат программы.
Данная программа предназначена для обучающихся 5-6 лет. В Программе
учитываются речевые возможности детей 5-6 лет.
Уровень освоения программы: общекультурный
4

Объем программы: Программа разработана на период обучения обучающихся 5-6
лет в течение года (ноябрь-май) и рассчитана на 55 занятий по 25 минут.
Срок освоения программы: 7 месяцев с 01.11.2024 – 31.05.2025 (28 недель).
Режим занятий: периодичность – 2 раза в неделю, продолжительность одного
занятия – 25 минут.
Формы обучения и виды занятий: групповое занятие с применением игровых
технологий.
Отличительные особенности программы.
Данная программа ориентирована на формирование и закрепление у детей языковых
понятий и представлений, лежащих в основе содержания курсов обучения грамоте и
русского языка в начальной школе: различение звуков, согласные (твердые-мягкие, звонкие
–глухие) и гласные звуки (ударные-безударные), слоговой, звукобуквенный анализ слов,
развитие графических моторных навыков. Материал для занятий вводится последовательно:
от развития более простых умений к развитию более сложных и зависит от речевых
возможностей детей и динамики коррекции речевого нарушения. Одновременно дети на
практическом уровне знакомятся с некоторыми явлениями родного языка. Занятия строятся в
занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно
овладеть звукобуквенным анализом в будущем, с интересом наблюдать за особенностями
слов, их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и
побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться
их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким
образом, формируется и развивается главная ценность – творческое мышление ребенка, на
основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться
потребность владения языком, совершенствования речи.
Характеристика категории обучающихся по программе. Продолжает
совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно
воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух,
интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в
повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют
практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится
лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут
пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игровой деятельности;
структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной
деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании
обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения
предметов одинаковой формы. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом
сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных
средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о
цикличности изменений); развиваются умение общаться, причинное мышление,
воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Цель и задачи программы.
Цель программы: Осуществление комплексного подхода к речевому развитию
детей, обеспечение подготовки детей к школе, включающей речевое развитие, обучение
чтению и первоначальным графическим навыкам.
Задачи реализации программы.
1. Образовательные задачи:
5

- формировать и развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие;
− формировать и развивать звукобуквенный анализ;
− знакомить со слоговой структурой слова;
− учить различать на слух и при произношении гласные и согласные звуки;
− учить определять твердость и мягкость, звонкость и глухость согласных; количество
звуков в слове; выделять ударный слог;
− готовить руку ребёнка к письму;
− учить первоначальному слоговому чтению.
2. Развивающие задачи:
- развивать память, внимание, творческие способности, воображение, вариативность
мышления.
- развивать графомоторные навыки и мелкую моторики, глазомер;
- развивать интерес к познавательной деятельности.
3. Воспитательные задачи:
- воспитывать положительную самооценку;
- воспитывать организованность и самостоятельность;
- воспитывать интерес к чтению.
Планируемые результаты освоения программы.
—
понимает и использует в речи термины «звук» и «буква»;
—
определяет место звука в слове: в начале, в середине и в конце;
—
различает гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие
согласные звуки;
—
пользуется графическим обозначением звуков (гласные — красный цвет, твердые
согласные — синий цвет, мягкие согласные — зеленый цвет);
—
умеет записывать слово условными обозначениями, буквами;
—
соотносит звук и букву;
—
определяет ударный слог; ударную гласную и обозначает соответствующим значком;
—
проводит звуковой анализ слов;
—
читает слоги;
—
правильно пользуется терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»;
—
составляет предложение из двух, трех слов, анализирует его;
—
формируется мотивация, потребность развивать познавательный интерес к процессу
обучения.
Организационно - педагогические условия реализации программы.
Занятия, предусмотренные программой дополнительного образования, проводятся во второй
половине дня, образовательный процесс по программе осуществляется в отдельном
помещении «Кабинет дополнительного образования. Формы занятий и способы их
реализации: дидактические игры, фонематические игры (игры со звуками), графические
упражнения, работа в тетрадях и др.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 25 минут.
Язык реализации: русский
Форма реализации: групповая
Особенности реализации: отсутствуют
Условия набора и формирования групп: Комплектование группы осуществляется на основе
запроса родителей.
Наполняемость группы не менее 5 и не более 12 человек.
6

Форма организации и проведения занятий: групповая (с индивидуальным подходом).
Основание для отчисления–заявление родителей.
Материально техническое и методическое обеспечение:
- учебное помещение, кабинет дополнительного образования
Оборудование кабинета:
-стулья и столы, соответствующие возрасту,
- магнитная доска,
-шкафы для хранения материалов и пособий,
-демонстрационный стенд.
-материалы из опыта работы, образцы, схемы, тетради, фотографии,
-учебный план, тематическое планирование, конспекты занятий,
-цветные карандаши, простые карандаши, фонотека,
- экран,
- ноутбук,
- цветные и простые карандаши
- пластилин
2.Учебный план
№
п/п
1

Название темы занятия
Вводное занятие. Звуки вокруг нас

3

Знакомство с разнообразием
звуков. Речевые и неречевые
звуки.
Звук и буква «А»

4

Звук и буква «О»

5

Звук и буква «У»

6

Звук и буква «Ы»

7

Звук и буква «Ы»

8

Звук и буква «Э»

9

Звук и буква «Э»

10

Чтение слов из пройденных букв
— АУ, УА. Закрепление
пройденного материала

2

Количество часов
Формы контроля
Всего Теория Практика
25мин
10
15
Дидактические
игры со звуками,
наблюдение
25 мин
10
15
Дидактические
игры со звуками,
наблюдение
25 мин 5 мин
20 мин
Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр.2-3
25 мин 5 мин
20 мин
Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр.4-5
25 мин 5 мин
20 мин
Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 6-7
25 мин 5 мин
20 мин
Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 8
25 мин 5 мин
20 мин
Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 9
25 мин 5 мин
20 мин
Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр.10
25 мин 5 мин
20 мин
Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр.11
25 мин 5 мин
20 мин
Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 12
7

Чтение слов из пройденных букв
— АУ, УА. Закрепление
пройденного материала
Звук и буква «Л».
Чтение слогов ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ,
ЛЭ
Звук и буква «Л».
Чтение слогов ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ,
ЛЭ
Звук и буква «М». Чтение слогов,
слов. Ударение

25 мин

5 мин

20 мин

25 мин

5 мин

20 мин

25 мин

5 мин

20 мин

25 мин

5 мин

20 мин

15

Звук и буква «М». Чтение слогов,
слов. Ударение

25 мин

5 мин

20 мин

16

Звук и буква «Н». Чтение слогов.
Написание и чтение слов

25 мин

5 мин

20 мин

17

Звук и буква «Н». Чтение слогов.
Написание и чтение слов

25 мин

5 мин

20 мин

18

Звук и буква «Р». Чтение слогов.
Знакомство с предложением,
чтение предложения

25 мин

5 мин

20 мин

19

Звук и буква «Р». Чтение слогов.
Знакомство с предложением,
чтение предложения

25 мин

5 мин

20 мин

Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 20-21

20

Закрепление пройденного
материала.
Гласные и согласные звуки и
буквы. Чтение слогов, слов
Буква «Я». Чтение слогов, слов.

25 мин

5 мин

20 мин

Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 22-23

25 мин

5 мин

20 мин

22

Продолжаем изучать буква «Я».
Чтение слогов, слов, предложений

25 мин

5 мин

20 мин

23

Буква «Ю». Чтение слогов, слов

25 мин

5 мин

20 мин

24

Буква «Е». Чтение слогов, слов.
Составление предложений

25 мин

5 мин

20 мин

25

Буква «Ё». Чтение слогов, слов

25 мин

5 мин

20 мин

26

Звук и буква «И». Чтение слогов,
слов

25 мин

5 мин

20 мин

27

Закрепление пройденного
материала

25 мин

5 мин

20 мин

Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 24-25
Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 24-25
Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 26-27
Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 28-29
Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 30-31
Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 32-33
Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова

11

12

13

14

21

8

Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 13
Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 14
Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 15
Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 16
Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 17
Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр.18
Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр.19
Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 20-21

Звуки «Г-К», «К-КЬ», «Г-ГЬ».
Буквы «Г», «К».
Чтение слогов.
Продолжаем изучать звуки «Г-К»,
«К-КЬ», «Г-ГЬ». Буквы «Г», «К».
Чтение слогов, составление и
условная запись предложения
Звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ». Буквы «Д»,
«Т». Чтение слогов.

25 мин

5 мин

20 мин

25 мин

5 мин

20 мин

25 мин

5 мин

20 мин

Продолжаем изучать звуки «ДДЬ», «Т-ТЬ». Буквы «Д», «Т».
Чтение слогов, предложений
Звуки «В-ВЬ», «Ф-ФЬ». Буквы
«В», «Ф». Чтение слогов,
предложений
Звуки «В-ВЬ», «Ф-ФЬ». Буквы
«В», «Ф». Чтение слогов.

25 мин

5 мин

20 мин

25 мин

5 мин

20 мин

25 мин

5 мин

20 мин

34

Звуки «З-ЗЬ», «С-СЬ». Буквы «3»,
«С». Чтение слогов, слов

25 мин

5 мин

20 мин

35

Звуки «З-ЗЬ», «С-СЬ». Буквы «3»,
«С». Чтение слогов, слов

25 мин

5 мин

20 мин

36

Звуки «Б-БЬ», «П-ПЬ». Буквы «Б»,
«П». Чтение слогов, слов,
предложений
Закрепление изученных звуков «ББЬ», «П-ПЬ». Буквы «Б», «П».
Чтение слогов, слов, предложений
Звуки «Х-ХЬ». Буква «X». Чтение
слогов, слов, предложений

25 мин

5 мин

20 мин

25 мин

5 мин

20 мин

25 мин

5 мин

20 мин

39

Звуки «Х-ХЬ». Буква «X». Чтение
слогов, слов, предложений

25 мин

5 мин

20 мин

40

Звуки и буквы «Ж», «Ш». Чтение
слогов, слов

25 мин

5 мин

20 мин

41

Звуки и буквы «Ж», «Ш». Чтение
слогов, слов

25 мин

5 мин

20 мин

42

Звуки и буквы» Ч», «Щ». Чтение
слогов, предложений

25 мин

5 мин

20 мин

43

Звуки и буквы »Ч», «Щ». Чтение
слогов, предложений

25 мин

5 мин

20 мин

44

Звук и буква «Ц». Чтение слогов,
стихотворных текстов

25 мин

5 мин

20 мин

28

29

30

31

32

33

37

38

9

стр. 34-35
Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 36-37
Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 36-37
Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 38-39
Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 38-39
Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 40-41
Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 40-41
Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 42-43
Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 42-43
Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 44-45
Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 44-45
Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 46
Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 47
Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 48Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 49
Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 50
Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 51
Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова

45

Звук и буква «Ц». Чтение слогов,
стихотворных текстов

25 мин

5 мин

20 мин

46

Звук и буква «Й». Чтение слов,
стихотворных текстов

25 мин

5 мин

20 мин

47

Звук и буква «Й». Чтение слов,
стихотворных текстов

25 мин

5 мин

20 мин

48

Буква «Ь». Чтение слов,
стихотворных текстов

25 мин

5 мин

20 мин

49

Буква «Ь». Чтение слов,
стихотворных текстов

25 мин

5 мин

20 мин

50

Буква «Ъ». Чтение слов,
стихотворных текстов

25 мин

5 мин

20 мин

51

Буква «Ъ». Чтение слов,
стихотворных текстов

25 мин

5 мин

20 мин

52

Закрепление пройденного
материала. Чтение слов, слогов,
предложений
Закрепление пройденного
материала.
Чтение слов, составление
предложений по сюжетным
картинкам
Закрепление пройденного
материала. Алфавит, чтение
стихотворения
Закрепление пройденного
материала. Итоговое занятие

25 мин

5 мин

20 мин

25 мин

5 мин

20 мин

25 мин

5 мин

20 мин

25 мин

5 мин

20 мин

53

54

55

стр. 52
Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 53
Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 54
Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 55
Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 56-57
Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 56-57
Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 58
Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 59
Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 60-61
Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 62-63
Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 64-65
Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр.

3. Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год
Дата начала обучения по
программе/ Дата окончания
обучения по программе

Всего учебных Количество учебных
недель
часов

01.11.2024 г. - 31.05.2025 г.

55 учебных часов
(22 часов 9минут)

28

Особенности обучения: отсутствуют.

10

Режим занятий

2 раза в неделю
25 минут

Цель программы: Осуществление комплексного подхода к речевому развитию
детей, обеспечение подготовки детей к школе, включающей речевое развитие, обучение
чтению и первоначальным графическим навыкам
Задачи реализации программы.
1. Образовательные задачи:
- формировать и развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие;
− формировать и развивать звукобуквенный анализ;
− знакомить со слоговой структурой слова;
− учить различать на слух и при произношении гласные и согласные звуки;
− учить определять твердость и мягкость, звонкость и глухость согласных; количество
звуков в слове; выделять ударный слог;
− готовить руку ребёнка к письму;
− учить первоначальному слоговому чтению.
2. Развивающие задачи:
- развивать память, внимание, творческие способности, воображение, вариативность
мышления.
- развивать графомоторные навыки и мелкую моторики, глазомер;
- развивать интерес к познавательной деятельности.
3. Воспитательные задачи:
- воспитывать положительную самооценку;
- воспитывать организованность и самостоятельность;
Планируемые результаты освоения программы.
—
понимает и использует в речи термины «звук» и «буква»;
—
определяет место звука в слове: в начале, в середине и в конце;
—
различает гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие
согласные звуки;
—
пользуется графическим обозначением звуков (гласные — красный цвет, твердые
согласные — синий цвет, мягкие согласные — зеленый цвет);
—
умеет записывать слово условными обозначениями, буквами;
—
соотносит звук и букву;
—
определяет ударный слог; ударную гласную и обозначает соответствующим значком;
—
проводит звуковой анализ слов;
—
читает слоги;
—
правильно пользуется терминами «звук», «слог», «слово». «предложение»;
—
составляет предложение из двух, трех слов, анализирует его;
—
формируется мотивация, потребность развивать познавательный интерес к процессу
обучения.
Содержание обучения:
1-й этап. Создание ситуации, мотивирующей к занятию.
Главная задача данного этапа — обозначить тему занятия, вызвать к ней интерес
детей развивать связную речь, звуковой анализ, Для создания такой ситуации используются
проблемно-диалогические технологии введения новых знаний:
- дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию;
- рассказ, вызывающий эмоциональный интерес к теме занятия;
- игрушечные персонажи.
2-й этап. Расширение представлений по теме занятия.

11

На данном этапе решаются задачи развития звуковой культуры речи, фонетикофонематических представлений детей. В ходе знакомства с тем или иным звуком
происходит:
- выявление артикуляторных и акустических характеристик звука (способ произнесения,
участие органов артикуляции, принадлежность к группе гласных или согласных звуков и
т. д.);
- выделение данного звука в потоке звучащей речи (простые способы звукового и слогового
анализа);
- сопоставление данного звука с другими, близкими или противоположными по
артикуляционным и акустическим признакам.
Используются следующие наглядные материалы:
1. тетради, иллюстрации в пособиях;
2. карточки для звукового и слогового анализа слов;
3. наглядный и раздаточный материал для дошкольников
3-й этап. Воспроизведение нового в типовой ситуации (первичное закрепление).
На данном этапе улучшается фонетико-фонематическая грамотность детей на основе
изучаемого на занятии звука; развивается внимание, восприятие, умение переключаться с
одного вида деятельности на другой; осуществляется повторение тематического словаря.
Используются знакомы детям игровые упражнения:
- подбор слов на заданный звук;
- замена одних звуков другими в слогах и словах;
- подсчет количества повторяющихся звуков в словах;
- сравнение слогов и слов по звуковому составу;
- выкладывание слогов с помощью звуковых обозначений.
4- этап. Тренировочные задания. Основные задачи этого этапа занятия
- совершенствование фонетико — фонематических процессов,
- совершенствование грамматического строя,
- развитие общеучебных умений и навыков,
- подготовка руки к письму.
Задачи реализуются в речевых играх, где дети успешно применяют свои умения и навыки
добукварной подготовки.
5- этап. Итог занятия. На данном этапе решаются речевые и познавательные задачи,
закрепление изученного материала.

12

4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ.
№
заня Дата
тия

Тема занятия

Знакомство с
многообразием
слов

06.11.2024

1

11.11.2024

2

Знакомство с
разнообразием
звуков. Речевые и
неречевые звуки.

Звук и буква «А»
3

Звук и буква «О»
4

Содержание
Познакомить с термином «слово», с многообразием слов.
Познакомить с простейшим моделированием - изображением слова в виде прямоугольника.
Стимулировать зрительно-поисковую активность, избирательность зрительного восприятия. Развивать
графические умения посредством рисования коротких, отрывистых линий (струйки воды из душа).
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных
задач. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Способствовать пониманию детьми термина «слово» и его правильному употреблению. Продолжать
знакомство с простейшим моделированием, изображая слово в виде прямоугольника.
Знакомить с разнообразием слов.
Развивать внимание и зрительные функции детей посредством нахождения различий в двух похожих
рисунках.
Развивать мелкую моторику.
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных
задач. Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую
активность. Познакомить с гласным звуком «А» и его условным обозначением — красный квадрат.
Вырабатывать умение определять место звука «А» в словах. Познакомить с моделированием: обозначать
место звука в слове, используя условное обозначение — красный квадрат. Вырабатывать умение внимательно
слушать текст стихотворения, выделяя в нем слова, в которых есть звук (звуки) «А». Познакомить с буквой
«А» как письменным обозначением звука «А». Знакомить с тем, как писать печатную букву «А», используя
образец. Объяснять, как писать на схеме букву «А» в месте, где слышится звук «А» (в начале, в середине, в
конце слова). Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать
навык самоконтроля и самооценки.
Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую
активность. Познакомить с гласным звуком «О» и его условным обозначением — красным квадратом.
Вырабатывать умение определять место звуков «О» в словах и обозначать на схеме красным квадратом.
Знакомить с тем, как внимательно слушать текст стихотворения, называть слова со звуком «О», которые есть
в этом стихотворении. Познакомить с буквой «О» как письменным обозначением звука «О». Формировать
навык написания печатной буквы «О», используя образец. Объяснять, как соотносить схему слова с
названием изображенного предмета. Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее
самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
13

Звук и буква «У»
5

Звук и буква «Ы»
6

Звук и буква «Ы»
7

Звук и буква «Э»
8

Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую
активность. Продолжать знакомить с условным обозначением гласных звуков — красный квадрат.
Вырабатывать умение определять место звука в слове и обозначать на схеме, используя условное
обозначение. Знакомить детей с тем, как отгадывать загадки, понимать поэтические сравнения, лежащие в
основе загадки; развивать внимание, логическое мышление. Вырабатывать умение внимательно слушать
текст стихотворения, называть слова со звуком «У». Знакомить с тем, как интонационно выделять звук «У» в
словах. Познакомить с буквой «У» как письменным обозначением звука «У». Объяснять, как писать
печатную букву «У», используя образец. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее
самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую
активность. Продолжать знакомство с условным обозначением гласных звуков — красный квадрат.
Вырабатывать навык определять место звука в слове и обозначать на схеме, используя условное обозначение.
Познакомить с буквой «Ы» как письменным обозначением звука «Ы». Формировать умение внимательно
слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу.
Знакомить с тем, как отгадывать загадки, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки;
развивать внимание, логическое мышление. Вырабатывать умение интонационно выделять в словах звук
«Ы». Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык
самоконтроля способствовать
и самооценки развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитикоПродолжать
синтетическую активность. Закрепляем знакомство с условным обозначением гласных звуков — красный
квадрат. Вырабатывать навык определять место звука в слове и обозначать на схеме, используя условное
обозначение. Познакомить с буквой «Ы» как письменным обозначением звука «Ы». Вырабатывать умение
писать печатную букву «Ы» сначала по точкам, а затем самостоятельно. Объяснять, как делить слова на
слоги, используя схему слова. Закреплять умение определять первый звук в словах и соотносить с
соответствующей буквой. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Формировать навык самоконтроля и самооценки
Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую
активность. Познакомить с гласным звуком «Э» и его условным обозначением — красный квадрат.
Вырабатывать умение определять место звука в слове и обозначать на схеме, используя условное
обозначение. Познакомить с буквой «Э» как письменным знаком звука «Э». Знакомить с тем, как понимать
учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.

14

Звук и буква «Э»
9

10

11

12

13

Продолжать способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитикосинтетическую активность. Закрепляем знакомство с гласным звуком «Э» и его условным обозначением —
красный квадрат. Познакомить с буквой «Э» как письменным знаком звука «Э». Формировать навык
написания печатной буквы «Э», используя образец. Закреплять умение соотносить звук и букву, писать
гласные буквы «А», «О», «У», «Ы». Знакомить с тем, как понимать учебную задачу и выполнять ее
самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Чтение слов из
Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать умение читать слова из пройденных букв
пройденных букв — УА, АУ. Закреплять знания о гласных звуках и буквах «А», «О», «У», «Ы», «Э». Закреплять умение
— АУ, УА.
определять первый звук в названиях предметов и находить соответствующую букву. Закреплять умение
Закрепление
называть слова с заданным звуком. Продолжать вырабатывать умение определять, какой гласный звук
пройденного
находится в середине слова. Закреплять умение писать печатные гласные буквы. Вырабатывать умение
материала
понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Чтение слов из
Продолжать способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать умение читать слова из
пройденных букв пройденных букв — УА, АУ. Закреплять знания о гласных звуках и буквах «А», «О», «У», «Ы», «Э».
— АУ, УА.
Закреплять умение определять первый звук в названиях предметов и находить соответствующую букву.
Закрепление
Закреплять умение называть слова с заданным звуком. Продолжать вырабатывать умение определять, какой
пройденного
гласный звук находится в середине слова. Закреплять умение писать печатные гласные буквы. Вырабатывать
материала
умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и
самооценки.
Звук и буква «Л». Способствовать
развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую
Чтение слогов ЛА, активность. Познакомить со звуком «Л» как согласным звуком и его условным обозначением — синий
ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ
квадрат. Вырабатывать умение обозначать на схеме место звука «Л» в слове, используя условное обозначение
— синий квадрат. Знакомить с тем, как соотносить схему слова с названием нарисованного предмета.
Формировать навык интонационно выделять звук «Л» в словах. Познакомить с печатным написанием буквы
«Л». Формировать навык написания слогов в схемах слова. Развивать понимание учебной задачи и
выполнение ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Звук и буква «Л». Продолжать способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитикоЧтение слогов ЛА, синтетическую активность. Закрепить знакомство со звуком «Л» как согласным звуком и его условным
ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ
обозначением — синий квадрат. Познакомить с печатным написанием буквы «Л». Вырабатывать умение
писать печатную букву «Л», используя образец. Показывать, как читать слоги ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ.
Продолжать вырабатывать умение делить слова на слоги. Формировать навык написания слогов в схемах
слова. Развивать понимание учебной задачи и выполнение ее самостоятельно. Формировать навык
самоконтроля и самооценки.

15

14

15

16

Звук и буква «М». Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую
активность. Познакомить со звуком «М» как согласным звуком и его условным обозначением — синий
Чтение слогов,
квадрат. Вырабатывать умение обозначать на схеме место звука «М» в слове, используя условное
слов. Ударение
обозначение — синий квадрат. Знакомить с тем, как отгадывать загадки, развивать внимание, мышление.
Помогать осваивать понимание поэтических сравнений, лежащих в основе загадки. Объяснять, как
интонационно выделять звук «М» в словах {мморковь, ммуха, мматрешка). Познакомить с печатным
написанием буквы «М». Вырабатывать навык понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Звук и буква «М». Продолжать способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитикосинтетическую активность. Закрепить знакомство со звуком «М» как согласным звуком и его условным
Чтение слогов,
обозначением — синий квадрат. Закрепить навык интонационно выделять звук «М» в словах {мморковь,
слов. Ударение
ммуха, мматрешка). Познакомить с печатным написанием буквы «М». Формировать навык написания
печатной буквы «М», используя образец. Объяснять, как читать слоги МА, МО, МУ, МЫ, МЭ. Знакомить с
тем, как определять первый слог в словах и соединять предмет со слогом, читать слова из пройденных букв
— мама, мыло. Познакомить с ударным слогом, с ударными гласными. Объяснять, как проводить звуковой
анализ слов: дифференцировать гласные, согласные. Познакомить с ударением и его обозначением.
Вырабатывать навык выделять в слове ударный слог и ударные гласные. Вырабатывать навык понимать
учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Звук и буква «Н». Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую
Чтение слогов.
активность. Познакомить со звуком «Н» как согласным звуком и его условным обозначением — синий
Написание и
квадрат. Вырабатывать умение определять место звука в словах и обозначать его на схеме, используя
чтение слов
условное обозначение — синий квадрат. Продолжать знакомить детей с тем, как внимательно слушать текст
стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Формировать
навык интонационно выделять звук «Н» в словах. Познакомить с печатным написанием буквы «Н».
Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык
самоконтроля и самооценки.

16

17

18

19

20

Звук и буква «Н».
Чтение слогов.
Написание и
чтение слов

Продолжать способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитикосинтетическую активность. Закрепляем знакомство со звуком «Н» как согласным звуком и его условным
обозначением — синий квадрат. Вырабатывать умение определять место звука в словах и обозначать его на
схеме, используя условное обозначение — синий квадрат. Формировать навык интонационно выделять звук
«Н» в словах. Продолжить знакомить с печатным написанием буквы «Н». Вырабатывать умение писать букву
«Н» с помощью образца, читать слоги НА, НО, НУ, НЫ, НЭ. Знакомить с тем, как писать слова луна, мыло с
помощью условных обозначений и букв. Помогать осваивать фонетический разбор этих слов. Вырабатывать
умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и
самооценки.
Звук и буква «Р». Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую
Чтение слогов.
активность. Познакомить с согласным звуком «Р» и его условным обозначением — синий квадрат.
Знакомство с
Вырабатывать умение определять место звука «Р» в словах и обозначать на схеме, используя условное
предложением,
обозначение — синий квадрат. Познакомить с буквой «Р» как письменным знаком звука «Р». Вырабатывать
чтение
умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и
предложения
самооценки.
Звук и буква «Р». Продолжать способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитикоЧтение слогов.
синтетическую активность, знакомить с согласным звуком «Р» и его условным обозначением — синий
Знакомство с
квадрат. Продолжить вырабатывать умение определять место звука «Р» в словах. Закрепить знакомство с
предложением,
буквой «Р» как письменным знаком звука «Р». Формировать навык написания печатной буквы «Р» сначала по
чтение
точкам, а затем самостоятельно. Знакомить с тем, как читать слоги РА, РО, РУ, РЫ, РЕ. Объяснять, как
предложения
определять первый слог в названиях нарисованных предметов и соединять с соответствующим шариком, в
котором этот слог написан. Формировать навык чтения предложения. Познакомить со словесным составом
предложения. Познакомить с условным обозначением предложения. Вырабатывать умение понимать
учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Закрепление
Продолжать формировать умение соотносить звук и букву, читать написанное слово Рома. Закреплять умение
пройденного
читать слоги из пройденных букв. Закреплять умение различать гласные и согласные. Формировать звуковую
материала.
аналитико-синтетическую активность. Закреплять умение определять место звука в слове. Формировать
Гласные и
умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и
согласные звуки и самооценки.
буквы. Чтение
слогов, слов

17

21

22

23

24

25

Буква «Я». Чтение Познакомить с гласной буквой «Я» как буквой, придающей мягкость согласным. Вырабатывать умение
слогов, слов,
писать букву «Я», читать слоги МА-МЯ, ЛА-ЛЯ, НА-НЯ, РА-РЯ. Познакомить детей с согласными «МЬ»,
предложений
«ЛЬ», «НЬ», «РЬ» и их условным обозначением — зеленый квадрат. Знакомить с тем, как читать слова и
предложения, отгадывать загадки. Развивать внимание, логическое мышление. Понимать поэтические
сравнения, лежащие в основе загадки. Формировать навык записи предложения схематически, определение
порядка следования слов в предложении. Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее
самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Буква «Я». Чтение Продолжать знакомить с гласной буквой «Я» как буквой, придающей мягкость согласным. Вырабатывать
слогов, слов,
умение писать букву «Я». Знакомить с тем, как читать слова и предложения, отгадывать загадки. Развивать
предложений
внимание, логическое мышление. Понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. Формировать
навык записи предложения схематически, определение порядка следования слов в предложении.
Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык
самоконтроля и самооценки.
Буква «Ю».
Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Познакомить с буквой «Ю» как буквой, придающей
Чтение слогов,
мягкость согласным. Формировать умение писать печатную букву «Ю». Знакомить с тем, как читать слоги и
слов
слова. Продолжать знакомить с согласными «МЬ», «ЛЬ», «НЬ», «РЬ» и их условным обозначением —
зеленый квадрат. Продолжать объяснять, как соотносить звук и букву. Продолжать помогать детям осваивать
дифференциацию гласных, согласных звуков, твердых и мягких согласных звуков. Продолжать знакомить с
ударным слогом, ударными гласными, обозначением ударения. Вырабатывать умение понимать учебную
задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Буква «Е». Чтение Познакомить с буквой «Е» как буквой, придающей мягкость согласным. Вырабатывать умение писать
слогов, слов.
печатную букву «Е». Познакомить с согласными «ЛЬ», «МЬ», «НЬ», «РЬ» и их условным обозначением —
Составление
зеленый квадрат. Знакомить с тем, как внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто
предложений
близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Формировать навык чтения слогов и слов, соотносить
схему с написанным словом. Вырабатывать умение составлять предложение из трех слов по картинке и
записывать его условными знаками. Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее
самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Буква «Ё». Чтение Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Познакомить с буквой «Ё» как буквой, придающей
слогов, слов
мягкость согласным. Помогать осваивать написание печатной буквы «Ё». Продолжать знакомить с
согласными «МЬ», «ЛЬ», «НЬ», «РЬ» и их условным обозначением — зеленый квадрат. Знакомить с тем, как
соотносить звук и букву. Продолжать вырабатывать умение дифференцировать гласные, согласные, твердые
согласные, мягкие согласные звуки. Формировать навык чтения слогов, слов. Вырабатывать умение понимать
учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
18

26

27

28

29

30

Звук и буква «И».
Чтение слогов,
слов

Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую
активность. Познакомить с гласным звуком «И» и его условным обозначением — красный квадрат.
Закреплять умение определять место звука в слове и обозначать на схеме, используя условное обозначение.
Вырабатывать умение отгадывать загадки. Развивать логическое мышление, умение соотносить усвоенные
знания с текстом загадки. Понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. Продолжать
знакомить с буквой «И» как письменным обозначением звука «И». Формировать навык написания печатной
буквы «И», читать слоги и слова. Продолжать знакомить с согласными «МЬ», «ЛЬ», «НЬ», «РЬ» и их
условным обозначением — зеленый квадрат. Знакомить с тем, как проводить фонетический разбор слов.
Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык
самоконтроля
и самооценки.
Закрепление
Закрепить умение
писать гласные «Я», «Ю», «Е», «Ё», «И». Продолжать формировать умение читать слоги,
пройденного
различать твердость и мягкость согласных. Знакомить с тем, как писать и читать слова мяу, му, юла, лимон.
материала
Вырабатывать умение читать предложение, определять первое, второе, третье слово в нем. Закреплять умение
определять ударные гласные звуки в прочитанных словах. Формировать умение понимать учебную задачу и
выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Звуки «Г-К», «К- Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую
КЬ», «Г-ГЬ».
активность. Знакомить со звуками «Г-К» как звонкими и глухими согласными. Познакомить со звуками «ГБуквы «Г», «К».
ГЬ», «К-КЬ». Закреплять умение использовать условные обозначения согласных звуков: синий квадрат —
Чтение слогов.
твердые согласные, зеленый квадрат — мягкие согласные. Вырабатывать умение внимательно слушать текст
стихотворения, подбирать слова не только близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Познакомить с
буквами «Г», «К» как письменными знаками согласных звуков. Формировать умение понимать учебную
задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Звуки «Г-К», «К- Продолжать способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитикоКЬ», «Г-ГЬ».
синтетическую активность. Знакомить со звуками «Г-К» как звонкими и глухими согласными. Знакомить со
Буквы «Г», «К».
звуками «Г-ГЬ», «К-КЬ». Закреплять умение использовать условные обозначения согласных звуков: синий
Чтение слогов,
квадрат — твердые согласные, зеленый квадрат — мягкие согласные. Знакомить с буквами «Г», «К» как
составление и
письменными знаками согласных звуков. Формировать навык написания печатных букв «Г», «К» сначала по
условная запись
точкам, а затем самостоятельно. Знакомить с тем, как читать слоги с «Г»+10 гласных, с «К»+10 гласных.
предложения
Продолжать помогать детям осваивать составление предложений из трех слов по сюжетной картинке.
Формировать умение записывать предложение условными обозначениями. Формировать умение понимать
учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Звуки «Д-ДЬ», «Т- Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую
ТЬ». Буквы «Д»,
активность. Познакомить со звуками «Д-Т» как звонкими и глухими согласными. Познакомить с буквами
«Т». Чтение
«Д», «Т» как письменными знаками звуков «Д-Т», «ДЬ-ТЬ. Вырабатывать умение понимать учебную задачу и
слогов.
выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
19

31

32

33

34

35

Звуки «Д-ДЬ», «ТТЬ». Буквы «Д»,
«Т». Чтение
слогов,
предложений

Продолжать способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитикосинтетическую активность. Знакомить со звуками «Д-Т» как звонкими и глухими согласными. Знакомить с
буквами «Д», «Т» как письменными знаками звуков «Д-Т», «ДЬ-ТЬ». Вырабатывать умение писать печатные
буквы «Д», «Т» сначала по точкам, а затем самостоятельно. Формировать навык чтения слогов с «Д»+10
гласных, с «Т»+ 10 гласных. Познакомить со звуками «Д-ДЬ», «Т-ТЬ». Закреплять умение определять место
звука в слове и отмечать его условным обозначением — синий квадрат, зеленый квадрат. Совершенствовать
навык чтения. Закреплять умение определять ударный слог и ударные гласные, обозначать ударение значком.
Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык
самоконтроля и самооценки.
Звуки «В-ВЬ», «Ф- Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую
ФЬ».Буквы «В»,
активность. Познакомить детей со звуками «В-Ф» как звонкими и глухими согласными. Познакомить с
«Ф». Чтение
буквами «В», «Ф» и звуками «В-ВЬ», «Ф-ФЬ». Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять
слогов.
ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Звуки «В-ВЬ», «Ф- Продолжать способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитикоФЬ».Буквы «В»,
синтетическую активность. Продолжать знакомить детей со звуками «В-Ф» как звонкими и глухими
«Ф». Чтение
согласными. Знакомить с буквами «В», «Ф» и звуками «В-ВЬ», «Ф-ФЬ». Вырабатывать навык написания
слогов,
печатных букв «В», «Ф» сначала по точкам, а затем самостоятельно. Знакомить с тем, как читать слоги с
предложений
«В»+10 гласных, с «Ф»+10 гласных. Помогать в освоении написания слов, проведению фонетического
разбора слов. Приучать внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не только близкие по
звучанию, но и подходящие по смыслу. Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее
самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Звуки «З-ЗЬ», «С- Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую
СЬ». Буквы «3»,
активность. Познакомить со звуками «3-С» как звонкими и глухими согласными. Познакомить с буквами «3»,
«С». Чтение
«С» и звуками «З-ЗЬ», «С-СЬ. Формировать навык отгадывания загадок. Развивать внимание, логическое
слогов.
мышление.. Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать
навык самоконтроля и самооценки.
Звуки «З-ЗЬ», «С- Продолжать способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитикоСЬ». Буквы «3»,
синтетическую активность. Знакомить со звуками «3-С» как звонкими и глухими согласными. Знакомить с
«С». Чтение
буквами «3», «С» и звуками «З-ЗЬ», «С-СЬ». Вырабатывать умение писать печатные буквы «3», «С».
слогов, слов
Знакомить с тем, как читать слоги с «3»+10 гласных, «С»+10 гласных, читать слова. Формировать навык
отгадывания загадок. Развивать внимание, логическое мышление. Понимать поэтические сравнения, лежащие
в основе загадки. Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
20

36

37

38

39

40

Звуки «Б-БЬ», «ППЬ». Буквы «Б»,
«П». Чтение
слогов, слов.
Звуки «Б-БЬ», «ППЬ». Буквы «Б»,
«П». Чтение
слогов, слов,
предложений
Звуки «Х-ХЬ».
Буква «X». Чтение
слогов, слов.

Звуки «Х-ХЬ».
Буква «X». Чтение
слогов, слов,
предложений.

Звуки и буквы
«Ж», «Ш». Чтение
слогов.

Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую
активность. Познакомить со звуками «Б-П» как звонкими и глухими согласными. Познакомить с буквами
«Б», «П» и звуками «Б-БЬ», «П-ПЬ». Вырабатывать умение писать печатные буквы «Б», «П», а также читать
слоги «Б»+10 гласных, «П»+10 гласных. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее
самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Продолжать способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитикосинтетическую активность. Знакомить со звуками «Б-П» как звонкими и глухими согласными. Знакомить с
буквами «Б», «П» и звуками «Б-БЬ», «П-ПЬ». Совершенствовать навык чтения слов и предложений.
Знакомить с тем, как отгадывать загадки. Развивать внимание, логическое мышление. Помогать осваивать
поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. Формировать умение понимать учебную задачу и
выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую
активность. Познакомить с печатной буквой «X» и звуками «Х-ХЬ». Формировать умение писать печатную
букву «X». Знакомить с тем, как читать слоги с буквой «Х»+ 10 гласных. Помогать детям осваивать подбор к
картинке соответствующего текста (предложения). Вырабатывать умение внимательно слушать текст
стихотворения. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать
навык самоконтроля и самооценки.
Продолжать способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитикосинтетическую активность. Знакомить с печатной буквой «X» и звуками «Х-ХЬ». Формировать умение
писать печатную букву «X». Совершенствовать навык чтения слогов, слов, предложений. Помогать детям
осваивать подбор к картинке соответствующего текста (предложения). Вырабатывать умение внимательно
слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу.
Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык
самоконтроля и самооценки.
Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую
активность. Вырабатывать умение внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто
близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Продолжать знакомить с тем, как работать со схемами
слов. Познакомить со звуками «Ж-Ш» — звонкими и глухими. Познакомить с условным обозначением звуков
«Ж-Ш» — синий квадрат (как звуками, которые всегда твердые). Познакомить с печатными буквами «Ж»,
«Ш». Формировать навык написания печатных букв «Ж», «Ш». Совершенствовать навык чтения слогов, слов.
Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык
самоконтроля и самооценки.

21

41

42

43

44

Звуки и буквы
Продолжать способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико«Ж», «Ш». Чтение синтетическую активность. Вырабатывать умение внимательно слушать текст стихотворения, подбирать
слогов, слов
слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Продолжать знакомить с тем, как
работать со схемами слов. Знакомить со звуками «Ж-Ш» — звонкими и глухими. Познакомить с условным
обозначением звуков «Ж-Ш» — синий квадрат (как звуками, которые всегда твердые). Познакомить с
печатными буквами «Ж», «Ш». Формировать навык написания печатных букв «Ж», «Ш», а также слов.
Совершенствовать навык чтения слогов, слов. Продолжать объяснять, как соотносить слово с его
графическим изображением. Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Звуки и буквы
Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую
«Ч», «Щ». Чтение активность. Познакомить со звуками «Ч-Щ» как глухими согласными, мягкими согласными. Закреплять
слогов.
умение определять место звука в слове. Познакомить с условным обозначением звуков «Ч-Щ» — зеленый
квадрат. Познакомить с печатными буквами «Ч», «Щ». Формировать навык чтения слогов, небольших
текстов. Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать
навык самоконтроля и самооценки.
Звуки и буквы
Продолжать способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико«Ч», «Щ». Чтение синтетическую активность. Знакомить со звуками «Ч-Щ» как глухими согласными, мягкими согласными.
слогов,
Закреплять умение определять место звука в слове. Знакомить с условным обозначением звуков «Ч-Щ» —
предложений
зеленый квадрат. Продолжать знакомить с печатными буквами «Ч», «Щ». Вырабатывать умение писать
печатные буквы «Ч», «Щ». Формировать навык чтения слогов, небольших текстов. Закреплять умение
проводить фонетический разбор слов (бычок, бочок). Вырабатывать умение понимать учебную задачу и
выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Звук и буква «Ц». Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую
активность. Познакомить с согласным твердым звуком «Ц». Формировать умение интонационно выделять
Чтение слогов.
звук «Ц» в словах. Познакомить с печатной буквой «Ц» как письменным знаком звука «Ц». Вырабатывать
навык написания печатной буквы «Ц». Совершенствовать навык чтения. Продолжать помогать детям
осваивать фонетический разбор слов. Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее
самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.

22

45

46

47

48

49

50

Продолжать способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитикосинтетическую активность. Продолжать знакомить с согласным твердым звуком «Ц». Формировать умение
интонационно выделять звук «Ц» в словах. Знакомить с печатной буквой «Ц» как письменным знаком звука
«Ц». Вырабатывать навык написания печатной буквы «Ц». Знакомить детей с тем, как отгадывать загадки.
Развивать логическое мышление, память. Вырабатывать умение понимать поэтические сравнения, лежащие в
основе загадки. Совершенствовать навык чтения. Продолжать помогать детям осваивать фонетический
разбор слов. Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать
навык самоконтроля и самооценки.
Звук и буква «Й». Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую
Чтение слов.
активность. Познакомить с мягким согласным звуком «Й» и его условным обозначением — зеленый квадрат.
Познакомить с печатной буквой «Й» как письменным знаком звука «Й». Вырабатывать умение писать
печатную букву «Й». Совершенствовать навык чтения. Вырабатывать умение понимать учебную задачу и
выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Звук и буква «Й». Продолжать способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитикоЧтение слов,
синтетическую активность. Продолжать знакомить с мягким согласным звуком «Й» и его условным
стихотворных
обозначением — зеленый квадрат. Знакомить с печатной буквой «Й» как письменным знаком звука «Й».
текстов.
Вырабатывать умение писать печатную букву «Й». Совершенствовать навык чтения. Закреплять умение
записывать слово знаками и буквами. Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее
самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Буква «Ь». Чтение Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую
слов,
активность. Познакомить с буквой «Ь» и ее смягчающей функцией. Вырабатывать умение писать печатную
стихотворных
букву «Ь». Совершенствовать навык чтения. Помогать осваивать написание слов. Продолжать знакомить с
текстов
тем, как соотносить слово с его графическим изображением. Вырабатывать умение понимать учебную задачу
и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Буква «Ь». Чтение Продолжать способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитикослов,
синтетическую активность. Продолжать знакомить с буквой «Ь» и ее смягчающей функцией. Вырабатывать
стихотворных
умение писать печатную букву «Ь». Совершенствовать навык чтения. Помогать осваивать написание слов.
текстов
Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык
самоконтроля и самооценки.

Звук и буква «Ц».
Чтение слогов,
стихотворных
текстов.

Буква «Ъ». Чтение
слов,
стихотворных
текстов

Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую
активность. Познакомить с печатной буквой «Ъ». Формировать навык написания печатной буквы «Ъ».
Совершенствовать навык чтения. Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее
самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
23

51

52

53

54

55

Буква «Ъ». Чтение
слов,
стихотворных
текстов
Закрепление
пройденного
материала. Чтение
слов, слогов,
предложений
Закрепление
пройденного
материала.
Чтение слов,
составление
предложений по
сюжетным
картинкам
Закрепление
пройденного
материала.
Алфавит, чтение
стихотворения
Закрепление
пройденного
материала.
Итоговое занятие

Продолжать способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитикосинтетическую активность. Продолжать знакомить с печатной буквой «Ъ». Формировать навык написания
печатной буквы «Ъ». Совершенствовать навык чтения. Вырабатывать умение понимать учебную задачу и
выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую
активность. Продолжать вырабатывать умение писать названия предметов, читать слова и дописывать
подходящее по смыслу слово. Закреплять умение определять в предложении 1-е, 2-е, 3-е слово. Закреплять
умение проводить фонетический разбор слов. Знакомить с тем, как разгадывать ребусы. Закреплять умение
понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую
активность. Продолжать вырабатывать умение писать печатные буквы, различать гласные и согласные звуки
и буквы. Формировать навык составления и записывания предложения по сюжетным картинкам. Проводить
фонетический разбор слов. Закреплять умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Познакомить с алфавитом. Закреплять умение писать пройденные буквы, звуковую аналитико-синтетическую
деятельность как предпосылку обучения грамоте.

Способствовать развитию слухового внимания. Закреплять умение делить слова на слоги.
Способствовать развитию выразительности речи детей, побуждая их пользоваться логическими паузами,
ударением, передавать свое отношение к тексту.
Развивать активную речь, отвечать на вопросы строчками из стихотворения.
Закреплять умение сгладывать загадки, выделяя характерные признаки. Развивать внимание, нагляднообразное и логическое мышление.
Закреплять умение работать со схемой слова.

24

5. Методические и оценочные материалы:
Методические материалы:
В процессе обучения дошкольников используется разнообразие методов и технологий:
Педагогические технологии
- Беседа
- Игры
- Ролевые игры
- Системы последовательных заданий
- Демонстрация
- Упражнение с объяснением и исправлением ошибок
- Метод многократного повторения «делай как я»
Методы обучения:
- Объяснительно-иллюстративные (картины, таблицы, плакаты, наборное полотно)
- Репродуктивные (дидактические игры, сюжетно–ролевые игры)
- Частично-поисковые (беседы, игры, опыты)
- Исследовательские (рисунки)
Современные образовательные технологии:
- Здоровьесберегающие
- Игровые технологии
- Личностно – ориентированное обучение
- Информационно – коммуникационные технологии
Наглядные средства обучения:
- Дидактические игры
- Игрушки
- Иллюстрации
- Раздаточный и изобразительный материал
- Рабочие листы с заданиями
-ТСО
Оценочные материалы:
Для отслеживания уровня результативности программы используются следующие этапы
контроля: входной, текущий и итоговый контроль.
Входной контроль проводится на первых занятиях, с целью выявления первоначального
уровня знаний и умений, возможностей детей и определения способностей.
Формы входного контроля:
- беседы с детьми;
- проведение диагностики, с целью корректировки образовательного процесса и условий
образовательной деятельности через наблюдение за продуктами деятельности и ответами на
поставленные вопросы.
Текущий контроль осуществляется по результатам выполнения детьми игровых
упражнений, творческих заданий, работе в тетрадях и рабочих листах.
Формы текущего контроля:
- дидактические игры и упражнения;
- выполненные задания;
- наблюдения;
- беседы с детьми.
Итоговый контроль помогает определить эффективность образовательной деятельности.
Формы итогового контроля:
- Совместное итоговое с родителями
Форма предъявления результата освоения программы:
- Презентация успехов, обучающихся
- Диагностика.
Формы проведения диагностики:
- Педагогическое наблюдение;
25

- Контроль качества выполнения заданий;
- дидактические игры и упражнения;
- фиксация результатов (педагогическая диагностика фиксируется в диагностической карте,)
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по Программе
используются «Диагностическая карта», разработанные на основе планируемых результатов
освоения программы.
№

Имя
фамил
ия

Понимает и
использует
в
речи
термины
«звук»
и
«буква»

Определя
ет место
звука в
слове: в
начале, в
середине
и в конце

Различает
гласные,
согласные,тв
ердые
и
мягкие
согласные,
звонкие
и
глухие
согласные
звуки;

Соотно
сит звук
и букву

Опреде
ляет
ударны
й слог

Проводит
звуковой
анализ слов

Правильно
пользуется
терминами
«звук»,
«слог»,
«слово»
.«предложе
ние»

Составляет
предложение из
двух, трех слов,
анализирует его

в

в

в

в

в

в

в

в

и

и

и

и

и

и

и

и

6. Информационные источники и список литературы
1. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников. Учебно-методическое
пособие для логопедов и воспитателей СПб., Детство-Пресс, 2005
2. Астафьева Е. О. Играем, читаем, пишем. СПб, Детство- Пресс,2017
3. Быкова И.А. Обучение дошкольников грамоте в игровой форме. М, Мозаика – Синтез, 2009
4. Бортникова Е.Ф. Готовимся к школе. Обучение грамоте (для детей 4-6 лет). Екатеринбург,
ООО «Литур-опт», 2013.
5. Волина В.В. Весёлая грамматика. М., Знание, 1995
6. Волина В. В. Праздник Букваря. М., АСТ - пресс , 1995
7. Журова Л.Е., Варенцова Н. С, Дурова Н.В, Невская Л.Н. Обучение дошкольников грамоте.М,
Школьная Пресса,2001
8. Жукова Н.С., Букварь. Пособие по обучению дошкольников правильному чтению, М.,
Эксмо, 2009
9. Кислова Т.Р., «По Дороге к азбуке». Методические рекомендации для педагогов и
родителей к частям 3 и 4.М., Баласс, 2014 10. Кислова Т.Р., Иванова А.А «По Дороге к азбуке».
Пособие для дошкольников 6-7 лет
Часть 5 М., Баласс; Издательство Школьный дом, 2014
11. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у дошкольников.
М., АКАЛИС,1996.
12. Максаков А.И.. Тумакова Г.А. Учите, играя. М., Мозаика – Синтез, 2005
13. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., Новая школа, 1996
4. Е.В. Колесникова. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Учебно- методическое
пособие к рабочей тетради «ОТ А до Я»

Сайт Дошколенок.ру
Сайт festival.1 september.ru
Сайт ns portal.ru
Сайт t-a-tkachenko.ru/publications/

26

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».