Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад№ 38 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТО
Протокол педсовета № 2 от 15.10.2024 г.
УТВЕРЖДЕНО
Приказ № 84 от 15.10.2024 г.
Заведующий ГБДОУ детский сад № 38
Фрунзенского района Санкт - Петербурга
_______________________ Е.И. Глухова
Глухова Елена Игоревна
я подтверждаю этот
документ своей
удостоверяющей подписью
2024-09-19 17:32:35
Дополнительная общеразвивающая программа
«Развивай-ка»
для обучающихся 4-5 лет
(срок реализации: 7 месяцев)
Разработчик: Сенькевич Юлия Валерьевна
педагог дополнительного образования
СОДЕРЖАНИЕ
№
1.
Пояснительная записка
Наименование
2.
Учебный план
6
3.
Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год
10
4.
Рабочая программа
11
5.
Календарно-тематическое планирование и содержание обучения
13
6.
Методические и оценочные материалы
29
7.
Информационные источники и список литературы
30
2
Страница
3
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно правовые основы проектирования дополнительной
общеобразовательной программы:
Дополнительная общеобразовательная программа «Развивай-ка» разработана в
соответствии с нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Федеральный закон от 31 июля 2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся».
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 № 996р.
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 №
678-р.
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа
2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ».
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13 марта 2019 № 114
«Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий
осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими
образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам,
образовательным программам среднего профессионального образования, основным
программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным
программам».
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03 сентября 2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22
сентября 2021 №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 05 августа 2020 № 82/391 «Об
организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных программ».
11. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи».
12. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 января 2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1403030/2022-30338(1) 2 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
13. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта
«Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 № 16).
3
14. Письмо Министерства образования и науки России от 29 марта 2016 №ВК641/09
«О направлении методических рекомендаций». Методические рекомендации по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей*
15. Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 25 августа 2022
№1676-р «Об утверждении критериев оценки качества дополнительных общеразвивающих
программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
и индивидуальными предпринимателями Санкт-Петербурга».
16. Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 05 сентября 2022
№1779-р «Об утверждении Правил проведения независимой оценки качества
дополнительных общеразвивающих программ, планируемых к реализации в рамках
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в СанктПетербурге».
17. Методические комментарии Комитета по образованию Санкт-Петербурга
«Проектирование дополнительных общеразвивающих программ», 2022.
Направленность программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Развивай-ка» имеет
социальногуманитарную направленность. Раскрывает основные цели, задачи, содержание и
направление работы по речевому развитию в среднем возрасте.
Актуальность реализации.
Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками,
словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и
выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует
развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации и подготовит к
обучению чтению.
Программа предусматривает использование поисковых вопросов, приемов сравнения,
различных способов работы с наглядностью. Эффективна игровая форма работы, так как
именно в игре развиваются творческие способности личности. Во все занятия включены
всевозможные игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические игры.
Часто вводятся игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты, так
нравящиеся детям. В программу занятий включено множество загадок, проговаривание
скороговорок, четверостиший, рифмованных строчек и пр. Все они на занятиях
сопровождаются иллюстративным или игровым материалом. Актуальность подготовки к
обучению грамоте так же обусловлена возросшими требованиями к начальным учебным
навыкам, предъявляемых рядом школ, лицеев, гимназий, что побуждает родителей искать
возможности раннего обучения детей чтению и письму.
Для отдыха и снятия напряжения подобраны небольшие физкультминутки, которые
соответствуют теме занятия.
Основные направления программы:
- Развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи;
- Развитие слоговой структуры слова;
- Развитие мелкой и крупной моторики и графомоторных навыков;
- Развитие мыслительных операций;
- Формирование интереса к речевой деятельности;
- Развитие психических процессов.
Адресат программы.
Данная программа предназначена для обучающихся 4-5 лет. В Программе
учитываются речевые возможности детей 4-5 лет.
4
Уровень освоения программы: общекультурный
Объём и срок освоения: 55 часов
Объем программы: Программа разработана на период обучения обучающихся 4-5
лет в течение года (7 месяцев) (ноябрь-май) и рассчитана на 55 занятий по 20 минут.
Срок освоения программы: один год с 01.11.2024 – 31.05.2025 (28 недель).
Режим занятий: периодичность – 2 раза в неделю, продолжительность одного
занятия – 20 минут.
Формы обучения и виды занятий: групповое занятие с применением игровых
технологий.
Отличительные особенности программы.
Данная программа ориентирована на формирование и закрепление у детей языковых
понятий и представлений, лежащих в основе содержания курсов обучения грамоте и
русского языка в начальной школе: различение звуков, согласные и гласные звуки, слоговой
анализ слов, развитие графических моторных навыков. Материал для занятий вводится
последовательно: от развития более простых умений к развитию более сложных и зависит от
речевых возможностей детей и динамики коррекции речевого нарушения. Одновременно
дети на практическом уровне знакомятся с некоторыми явлениями родного языка. Занятия
строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет
детям успешно овладеть звукобуквенным анализом в будущем, с интересом наблюдать за
особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении,
сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные
выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных
вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность –
творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система
знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.
Характеристика категории обучающихся по программе. Дети среднего дошкольного
возраста испытывают большой интерес к знаковой символической деятельности. Поэтому
целесообразно использовать познавательные потребности малышей и начать раннее
обучение грамоте. Современные ученые считают, что дошкольники готовы к обучению
грамоте уже с 4 – 5 лет. Период с 4 до 5 лет считается периодом «языковой одаренности»,
когда дети особенно восприимчивы к звуковой стороне речи. Планомерное
последовательное обучение по данной программе поможет преодолеть возникающие
трудности при последующем обучении чтению и письму и способствовать более успешной
социализации дошкольников.
Цель и задачи программы.
Цель программы: Развитие фонематического слуха и слоговой структуры слова.
Задачи реализации программы.
1. Образовательные задачи:
- формирование и развитие слухового внимания и фонематического восприятия;
- овладение приемами умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
моделирования на материале звуков, слогов, слов и предложений.
- развитие слоговой структурой слова;
− формирование умения различать на слух и при произношении гласные и твердые и мягкие
согласные звуки;
- развитие начальных графомоторных умений и навыков;
2. Развивающие задачи:
- развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности
мышления.
5
- развитие обще учебных умений на занятиях: умения работать в коллективе,
взаимодействовать, доводить начатое до конца, работать внимательно, сосредоточенно,
планировать и контролировать свои действия.
3. Воспитательные задачи:
- воспитание положительной самооценки.
- воспитание интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих.
Планируемые результаты освоения программы.
- Правильно произносит все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи,
различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие, звонкие, громкие и тихие.
- Делит слова на слоги.
- Дифференцирует твердые и мягкие согласные, называет их изолированно.
- Использует простые модели для решения предложенных игровых упражнений.
- Определяет и называет первый звук в слове.
- Произвольно регулирует темп, силу голоса, речевое дыхание.
- Рисует прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые линии, штрихует
несложные предметы.
- Выполняет упражнения для пальцев и кистей рук.
Организационно - педагогические условия реализации программы.
Занятия, предусмотренные программой дополнительного образования, проводятся во второй
половине дня, образовательный процесс по программе осуществляется в отдельном
помещении «Кабинет дополнительного образования». Формы занятий и способы их
реализации: дидактические игры, фонематические игры (игры со звуками), графические
упражнения, работа в тетрадях и др.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 20 минут.
Язык реализации: русский
Форма реализации: групповая
Особенности реализации: отсутствуют
Условия набора и формирования групп: Комплектование группы осуществляется на основе
запроса родителей.
Наполняемость группы не менее 5 и не более 15 человек.
Форма организации и проведения занятий: групповая (с индивидуальным подходом).
Основание для отчисления–заявление родителей.
Материально техническое и методическое обеспечение:
- учебное помещение, кабинет дополнительного образования
Оборудование кабинета:
-стулья и столы, соответствующие возрасту,
- магнитная доска,
-шкафы для хранения материалов и пособий,
-демонстрационный стенд.
-материалы из опыта работы, образцы, схемы, тетради, фотографии,
-учебный план, тематическое планирование, конспекты занятий,
-цветные карандаши, простые карандаши, фонотека,
2.Учебный план
№
п/п
1
Название темы занятия
Вводное занятие. Звуки вокруг нас
2
Знакомство с разнообразием
Количество часов
Формы контроля
Всего Теория Практика
20мин
10
10
Дидактические
игры со звуками,
наблюдение
20 мин
10
10
Дидактические
6
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
звуков. Речевые и неречевые
звуки.
Знакомство с многообразием
20 мин
звуков, звук А
Знакомство с многообразием
20 мин
звуков и слов, звук У
Знакомство с многообразием
20 мин
звуков и слов, звук И
Знакомство с многообразием
20 мин
звуков и слов, звук О
Знакомство с многообразием слов, 20 мин
моделированием, рисование
коротких, отрывистых линий,
звук Э
Знакомство с многообразием слов, 20 мин
моделированием, нахождение
различий в двух похожих
рисунках, звук Ы
Знакомство с многообразием слов, 20 мин
моделированием, уточнение
произнесения гласных звуков,
развитие речевого слуха.
Сравнение слов по звучанию,
20 мин
знакомство с протяженностью
слов (длинные и короткие),
моделирование, рисование иголок
ежикам
Знакомство с многообразием слов, 20 мин
звучанием их звонко, громко, тихо;
рисование солнышка
Знакомство с многообразием слов, 20 мин
деление слов на слоги, рисование
иголок на елках
Знакомство с многообразием слов,
деление слов на слоги, нахождение
различий в двух похожих рисунках
Знакомство с многообразием слов,
игра «Подскажи словечко»,
нахождение несоответствий в
рисунках
Знакомство с многообразием слов,
деление слов на слоги, рисование
дорожек, слушание отрывка из
стихотворения Я. Козловского
Звуки «С-СЬ» («песенки большого
и маленького насоса»), знакомство
с твердыми и мягкими
согласными, раскрашивание
листиков на березе
Звуки «З-ЗЬ», знакомство с
твердыми и мягкими согласными,
5 мин
15 мин
игры со звуками,
наблюдение
Рабочие листы,
наблюдение
Рабочие листы,
наблюдение
Рабочие листы,
наблюдение
Рабочие листы,
наблюдение
Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр.2-3, рабочие
листы
Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 4-5, рабочие
листы
Дидактические
игры со звуками,
наблюдение,
рабочие листы
Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр.6-7
5 мин
15 мин
5 мин
15 мин
5 мин
15 мин
5 мин
15 мин
5 мин
15 мин
5 мин
15 мин
5 мин
15 мин
5 мин
15 мин Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр.8-9
15 мин Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр.10-11
5 мин
20 мин
5 мин
20 мин
5 мин
20 мин
5 мин
15 мин Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр.16-17
20 мин
5 мин
15 мин Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 18-19
20 мин
5 мин
15 мин Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
7
15 мин Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр.12-13
15 мин Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр.14-15
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
слушание чистоговорки, рисование
ушей зайчикам
Звуки «С-СЬ», «З-ЗЬ», твердые и
20 мин
мягкие согласные, моделирование,
нахождение различий в двух
похожих рисунках
Звук «Ц», рисование огурцов,
20 мин
слушание отрывка из
стихотворения Г. Сапгира
Звук «Ц», рисование огурцов,
20 мин
слушание отрывка из
стихотворения Г. Сапгира
Звук «Ш» («песенка ветра»),
рисование шариков, слушание
потешки
Звук «Ж» («песенка жука»),
моделирование, рисование
желудей, слушание отрывка из
стихотворения И. Солдатенко
Звуки «Ш-Ж», моделирование,
рисование дорожек, разучивание
стихотворения
Звуки «Ш-Ж», моделирование,
рисование дорожек, повторение
стихотворений
Звук «Щ», моделирование,
рисование щеток, слушание
отрывка из стихотворения С.
Михалкова
Звук «Ч», моделирование,
раскрашивание предметов,
рисование предметов
Звук «Ч», моделирование,
раскрашивание предметов,
рисование предметов
Звуки «Ч-Щ», слушание потешки,
моделирование, нахождение
различий в двух похожих рисунках
Звуки «Ч-Щ», слушание потешки,
моделирование, нахождение
различий в двух похожих рисунках
Звуки «Р-РЬ», закрашивание
предметов, слушание
стихотворения О. Высотской
Звуки «Р-РЬ», закрашивание
предметов, слушание
стихотворения О. Высотской
Звуки «Л-ЛЬ», рисование
неваляшки, моделирование,
слушание отрывка из
стихотворения А. Плещеева
стр. 20-21
5 мин
15 мин Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 22-23
5 мин
15 мин Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 24
15 мин
Рабочая тетрадь
Е.В.
Колесникова
стр. 25
15 мин Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 26-27
15 мин Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 28-29
5 мин
20 мин
5 мин
20 мин
5 мин
20 мин
5 мин
20 мин
5 мин
20 мин
5 мин
20 мин
5 мин
20 мин
5 мин
20 мин
5 мин
20 мин
5 мин
20 мин
5 мин
20 мин
5 мин
20 мин
5 мин
8
15 мин Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 30
15 мин Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 31
15 мин Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 32-33
15 мин Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 34
15 мин Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 35
15 мин Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 36
15 мин Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 37
15 мин Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 38
15 мин Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 39
15 мин Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 40
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
Звуки «Л-ЛЬ», рисование
неваляшки, моделирование,
слушание отрывка из
стихотворения А. Плещеева
Звуки «М-МЬ», слушание
потешки, рисование домика,
раскрашивание предметов
Звуки «Н-НЬ», слушание потешки,
рисование домика, раскрашивание
предметов
Звуки «Б-БЬ», моделирование,
рисование бус
20 мин
5 мин
15 мин Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 41
20 мин
5 мин
20 мин
5 мин
15 мин Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 42-43
15 мин Рабочие листы,
наблюдение
20 мин
5 мин
Звуки «П-ПЬ», моделирование,
слушание отрывка из
стихотворения Г. Сапгира,
рисование бус
Звуки «К-КЬ», закрашивание
овощей, слушание отрывка из
стихотворения Д. Хармса
Звук «Х», заучивание
стихотворения
Звук «Г», нахождение различий в
двух похожих рисунках, слушание
потешки
Звук «В-ВЬ», раскрашивание
предметов,слушание потешки
Звук «Ф-ФЬ», раскрашивание
предметов одежды ,слушание
потешки
Звуки «Г-К», закрашивание
предметов, моделирование,
слушание потешки
Звуки «Г-К», закрашивание
предметов, моделирование,
слушание потешки
Звуки «Д-ДЬ», раскрашивание
предметов, рисование кругов,
слушание потешки
Звуки «Д-ДЬ», раскрашивание
предметов, рисование кругов,
слушание потешки
Звуки «Т-ТЬ», моделирование,
рисование тучи и зонтика,
слушание отрывка из
стихотворения И. Сурикова
Звуки «Т-ТЬ», моделирование,
рисование тучи и зонтика,
слушание отрывка из
стихотворения И. Сурикова
Звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ»,
моделирование, рисование домика,
20 мин
5 мин
20 мин
5 мин
20 мин
5 мин
20 мин
5 мин
20 мин
5 мин
20 мин
5 мин
20 мин
5 мин
20 мин
5 мин
20 мин
5 мин
20 мин
5 мин
20 мин
5 мин
20 мин
5 мин
15 мин Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 55
20 мин
5 мин
15 мин Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
9
15 мин Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 44-45
15 мин Рабочие листы,
наблюдение
15 мин Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 46-47
15 мин Рабочие листы,
наблюдение
15 мин Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 48-49
15 мин Рабочие листы,
наблюдение
15 мин Рабочие листы,
наблюдение
15 мин Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 50
15 мин Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 51
15 мин Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 52
15 мин Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 53
15 мин Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 54
50
51
52
53
54
55
повторение стихотворений
Звуки «З-ЗЬ», «Ж», «С-СЬ».
Закрепление пройденного
материала
Звуки «З-ЗЬ», «Ж», «С-СЬ».
Закрепление пройденного
материала
Звуки «Р-РЬ», «Ш».
Закрепление пройденного
материала
Звуки «Р-РЬ», «Ш».
Закрепление пройденного
материала
Звуки «Л-ЛЬ», «Б-БЬ».
Закрепление пройденного
материала.
Закрепление пройденного
материала. Итоговое занятие
20 мин
5 мин
20 мин
5 мин
20 мин
5 мин
20 мин
5 мин
20 мин
5 мин
20 мин
5 мин
стр.56-57
15 мин Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 58
15 мин Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 59
15 мин Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 60
15 мин Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 61
15 мин Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 62
15 мин Рабочая тетрадь
Е.В. Колесникова
стр. 63-64
3. Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год
Дата начала обучения по
Всего учебных Количество учебных
Режим занятий
программе/ Дата окончания
недель
часов
обучения по программе
01.11.2024 г. - 31.05.2025 г.
28
55
10
2 раза в неделю
20 минут
4. Рабочая программа
Цель программы: Подготовка обучающихся к обучению грамоте.
Задачи реализации программы.
1. Образовательные задачи:
- формирование и развитие слухового внимания;
- овладение приемами умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
моделирования на материале звуков, слогов, слов и предложений.
- развитие слоговой структурой слова;
− формирование умения различать на слух и при произношении гласные и твердые и мягкие
согласные звуки;
- развитие начальных графомоторных умений и навыков;
2. Развивающие задачи:
- развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности
мышления.
- развитие обще учебных умений на занятиях: умения работать в коллективе,
взаимодействовать, доводить начатое до конца, работать внимательно, сосредоточенно,
планировать и контролировать свои действия.
3. Воспитательные задачи:
- воспитание положительной самооценки.
- воспитание интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих.
Планируемые результаты освоения программы.
- Правильно произносит все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи,
различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие, звонкие, громкие и тихие.
- Делит слова на слоги.
- Дифференцирует твердые и мягкие согласные, называет их изолированно.
- Использует простые модели для решения предложенных игровых упражнений.
- Определяет и называет первый звук в слове.
- Произвольно регулирует темп, силу голоса, речевое дыхание.
- Рисует прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые линии, штрихует
несложные предметы.
- Выполняет упражнения для пальцев и кистей рук.
Содержание обучения:
Содержание обучения включает в себя три направления работы, которые решаются
комплексно:
1.
Развитие фонематического слуха.
2.
Развитие графических навыков с целью подготовки руки к письму
3.
Развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища) и мелкой
моторики (упражнения для пальцев и кистей рук).
Работа по развитию фонематического слуха начинается с побуждения детей
интонационно произносить различные группы звуков от простых к сложным, что
способствует не только развитию фонематического слуха, но и правильному произношению
звуков. Эта задача решается практически в каждом занятии.
Работа со звуком проходит четыре этапа, которые последовательно сменяют друг
друга, позволяя детям успешно усваивать материал.
1. Ребенок слышит интонационно выделенный звук в словах и может сравнить его со
звуками окружающего мира.
2. Ребенок сам интонационно произносит заданный звук в словах.
3. Ребенок может произнести заданный звук изолированно.
4. Ребенок может определить и назвать первый звук в слове.
11
На занятиях широко используется различный словесный материал; стихи, загадки,
игры «Подскажи словечко», «Звуки поменялись местами», «Звук потерялся», «Закончи
предложение», что делает процесс общения более интересным, занимательным, доступным.
Частью каждого занятия являются речевые игры, которые
приучают детей
внимательно слушать стихотворение, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и
подходящие по смыслу; способствуют развитию фонематического слуха, правильному
произношению заданного звука в словах.
Четверостишия, стихотворения для разучивания демонстрируют изучаемый звук, который встречается чаще других, что позволяет четко услышать звук, способствует его
лучшему произношению. Заучивание стихотворений предлагается с опорой на сюжетный
рисунок, помогающий ребенку лучше понять и запомнить его содержание. У детей
развиваются произвольная память, дикция, темп и выразительность речи.
Упражнения типа «Найди различия в двух похожих рисунках» способствуют
развитию умения сравнивать, анализировать, распределять и переключать внимание.
В содержании программы используются загадки, содержание и тематика которых
значительно расширяются, — это загадки о транспорте, животных, птицах, о предметах
окружающего мира и др. Отгадывание загадок развивает образное мышление, речьобъяснение, внимание, память.
Дети знакомятся со слоговой структурой слова. Так как они уже научились выделять
гласные звуки, для них не представляет особого труда прохлопать или протопать ритм и слоговую структуру слова.
Дети знакомятся с графическим изображением слова (моделированием) —
прямоугольник; пробуют делить прямоугольник на столько частей, сколько слогов в слове,
стараются подбирать схему к слову, к которому она подходит. Словесная работа чередуется
с работой в рабочей тетради Е.В. Колесниковой «От слова к звуку». Наглядный материал,
который представлен в рабочей тетради, имеет особое значение, так как позволяет:
-обеспечивать максимальный уровень восприятия окружающего мира познавательными средствами, которые дают возможность перейти к следующему этапу обучения — звукобуквенному анализу;
-создавать условия для исследовательской деятельности, через систему действий,
включающих и словесно-зрительное ознакомление со словом и звуком;
-развивать различные стороны психики ребенка: внимание, мышление, память, речь
-в процессе практической деятельности;
-закреплять имеющиеся представления о фонетической стороне слова;
-способствовать развитию графических навыков;
-формировать навыки самоконтроля и самооценки.
12
5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ.
№
занят
ия
1.
2.
3.
4.
Дата
06.11.2024 Вводное занятие.
Звуки вокруг нас
11.11.2024 Знакомство с
разнообразием
звуков. Речевые и
неречевые звуки.
13.11.2024 Знакомство с
многообразием
звуков, звук А
20.11.2024
7.
Содержание
Познакомить с понятием звук. Научить понимать, что нас окружает мир звуков. Выяснить причины
возникновения звуков. Развивать слуховое восприятие, умение выделять различные качества звуков.
Научить отличать различные звуки (звуки природы, улицы, бытовые шумы, музыкальные, и т.д.)
Познакомить с понятиями речевые и неречевые звуки. Познакомить с способами образования звуков
речи и органами артикуляции. Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие на материале
речевых и неречевых звуков. Тренировать в различении речевых и неречевых звуков.
Продолжать знакомить детей с понятием «звук»; учить выделять на слух и в произношении звука А в
начале слова; познакомить с правильной артикуляцией звука А; развивать умение менять высоту голоса,
формирование длительного ротового выдоха; познакомить с символом звука.
18.11.2024 Знакомство с
Продолжать знакомить детей с понятием «звук»; учить выделять на слух и в произношении звука У в
многообразием
начале слова; познакомить с правильной артикуляцией звука У; развивать умение менять высоту голоса,
звуков и слов, звук У формирование длительного ротового выдоха; познакомить с символом звука.
5.
6.
Тема занятия
Знакомство с
Продолжать знакомить детей с понятием «звук»; учить выделять на слух и в произношении звука И в
многообразием
начале слова; познакомить с правильной артикуляцией звука И; развивать умение менять высоту голоса,
звуков и слов, звук И формирование длительного ротового выдоха; познакомить с символом звука.
25.11.2024 Знакомство с
Продолжать знакомить детей с понятием «звук»; учить выделять на слух и в произношении звука О в
многообразием
начале слова; познакомить с правильной артикуляцией звука О; развивать умение менять высоту голоса,
звуков и слов, звук О формирование длительного ротового выдоха; познакомить с символом звука.
27.11.2024
Познакомить с термином «слово», с многообразием слов.
Знакомство с
Познакомить с простейшим моделированием - изображением слова в виде прямоугольника.
многообразием слов, Стимулировать зрительно-поисковую активность, избирательность зрительного восприятия. Развивать
моделированием,
графические умения посредством рисования коротких, отрывистых линий (струйки воды из душа). учить
рисование коротких, выделять на слух и в произношении звука Э в начале слова; познакомить с правильной артикуляцией
отрывистых линий, звука Э; развивать умение менять высоту голоса, формирование длительного ротового выдоха;
звук Э
познакомить с символом звука. Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность,
инициативу в решении познавательных задач. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
13
8.
9.
10.
02.12.2024 Знакомство с
многообразием слов,
моделированием,
нахождение различий
в двух похожих
рисунках, звук Ы
Знакомство с
04.12.2024 многообразием слов,
моделированием,
уточнение
произнесения
гласных звуков,
развитие речевого
слуха.
09.12.2024 Сравнение слов по
звучанию,
знакомство с
протяженностью
слов (длинные и
короткие),
моделирование,
рисование иголок
ежикам
Способствовать пониманию детьми термина «слово» и его правильному употреблению. Продолжать
знакомство с простейшим моделированием, изображая слово в виде прямоугольника.. учить выделять
на слух и в произношении звука Ы в начале слова; познакомить с правильной артикуляцией звука Ы;
развивать умение менять высоту голоса, формирование длительного ротового выдоха; познакомить с
символом звука
Развивать внимание и зрительные функции детей посредством нахождения различий в двух похожих
рисунках.
Развивать мелкую моторику. Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
Способствовать пониманию детьми термина «слово», «звук» и их правильному употреблению.
Продолжать знакомство с простейшим моделированием, изображая слово в виде прямоугольника.,
учить выделять на слух и в произношении гласные звуки в начале слова; закреплять правильную
артикуляцию гласных звуков; развивать умение менять высоту голоса, формирование длительного
ротового выдоха;
Знакомить с протяженностью слов (длинные и короткие).
Продолжать знакомить с многообразием слов.
Познакомить с тем, что слова могут звучать похоже.
Развивать умение отгадывать загадки. Развивать внимание, логическое мышление. Учить понимать
поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.
Продолжать знакомить с моделированием, обозначается слово в виде прямоугольника. Формировать
представление о слоге как части слова, познакомить с делением слова на слоги с помощью модели
слова.
Развивать графические умения посредством рисования коротких линий (иголки ежикам).
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении
познавательных задач. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
14
11.
12.
13.
14.
11.12.2024 Знакомство с
многообразием слов,
звучанием их
звонко, громко,
тихо; рисование
солнышка
Продолжать знакомить со звучащим словом.
Упражнять в различении близких по звучанию слов.
Развивать слуховое восприятие детей посредством сравнения слов по звучанию (громкие, звонкие,
тихие).
Вырабатывать умение слушать стихотворение, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и
подходящие по смыслу.
Продолжать развивать графические умения посредством рисования округлых и прямых линий (солнце).
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении
познавательных задач. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
16.12.2024 Знакомство с
Закреплять умение сравнивать слова по звучанию.
многообразием слов, Развивать слуховое восприятие детей, подбирая слова, которые звучат похоже.
деление слов на
Побуждать делить слова на слоги.
слоги, рисование
Развивать умение отгадывать загадки, выделяя характерные признаки. Развивать внимание, наглядноиголок на елках
образное и логическое мышление.
Закреплять умение рисовать короткие отрывистые линии (иголки на елке).
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении
познавательных задач. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
18.12.2024 Знакомство с
Продолжать знакомить с протяженностью слов (короткие и длинные).
многообразием слов, Продолжать развивать умение делить слова на слоги, используя схему слова. С использованием схемы
деление слов на
Побуждать детей подбирать слово к схеме.
слоги, нахождение
Развивать внимание и зрительные функции детей посредством нахождения различий в двух похожих
различий в двух
рисунках.
похожих рисунках
Развивать умение отгадывать загадки, выделяя характерные признаки. Развивать внимание, нагляднообразное и логическое мышление.
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении
познавательных задач. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
23.12.2024 Знакомство с
Продолжать знакомить с многообразием слов (слова звучат по-разному и похоже), знакомить с
многообразием слов, протяженностью слов (короткие и длинные).
игра «Подскажи
Развивать поэтический слух и художественное восприятие литературного текста, побуждая
словечко»,
внимательно слушать стихотворение, подбирать слова не только близкие по звучанию, но и подходящие
нахождение
по смыслу.
несоответствий в
Развивать внимание и зрительные функции детей посредством нахождения несоответствия в рисунке.
рисунках
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении
познавательных задач. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
15
15.
16.
17.
25.12.2024 Знакомство с
многообразием слов,
деление слов на
слоги, рисование
дорожек, слушание
отрывка из
стихотворения Я.
Козловского
Продолжать формировать представления о слоге как части слова через деление слова на слоги и подбор
схемы к слову.
Продолжать знакомить с протяженностью слов (короткие и длинные).
Развивать художественное восприятие литературного текста через прослушивание выразительного
чтения с использованием естественных интонаций, логических пауз, эмоциональной окраски.
Развивать поэтический слух, подбирать слова не только близкие по звучанию, но и подходящие по
смыслу.
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении
познавательных задач. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
13.01.2025 Звуки «С-СЬ»
Познакомить детей с твердыми и мягкими согласными «С-СЬ».
(«песенки большого Побуждать различать и произносить изолированно звуки «С-СЬ» в игровых упражнениях («песенки
и маленького
большого и маленького насоса»).
насоса»), знакомство Развивать слух и речевой аппарат детей, побуждая интонационно выделять звуки «С-СЬ» в словах, во
с твердыми и
фразовой речи.
мягкими согласными, Развивать поэтический слух и художественное восприятие литературного текста, побуждая
раскрашивание
внимательно слушать стихотворение, подбирать слова не только близкие по звучанию, но и подходящие
листиков на березе
по смыслу.
Побуждать делить схему слова на слоги.
Развивать графические умения посредством закрашивания листочков на березе.
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении
познавательных задач. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
15.01.2025 Звуки «З-ЗЬ»,
Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками «З-ЗЬ» («песенка большого комара», «песенка
знакомство с
маленького комарика»). Способствовать четкому и ясному произношению звуков «З-ЗЬ».
твердыми и мягкими Продолжать знакомить с протяженностью слов (короткие и длинные).
согласными,
Развивать фонематический слух и речевой аппарат детей, побуждая интонационно выделять звуки «Зслушание
ЗЬ» в словах.
чистоговорки,
Развивать умение отгадывать загадки, выделяя характерные признаки. Развивать внимание, нагляднорисование ушей
образное и логическое мышление.
зайчикам
Способствовать развитию слухового восприятия детей через выразительное чтение чистоговорки с
использованием логических пауз и ударений.
Развивать графические умения посредством рисования овалов (заячьих ушек).
Способствовать пониманию учебной задачи и ее самостоятельному выполнению. Формировать навык
самоконтроля и самооценки.
16
18.
19.
20.
20.01.2025 Звуки «С-СЬ», «ЗЗЬ», твердые и
мягкие согласные,
моделирование,
нахождение
различий в двух
похожих рисунках
22.01.2025 Звук «Ц», рисование
огурцов, слушание
отрывка из
стихотворения Г.
Сапгира
Продолжать развивать умение различать твердые и мягкие согласные звуки «С-СЬ», «З-ЗЬ» в словах.
Продолжать развивать умение интонационно выделять звуки «С-СЬ», «З-ЗЬ» в фразовой речи.
Развивать слуховое восприятие, побуждая детей называть первый звук в словах.
Вырабатывать умение воспринимать стихотворение, развивать поэтический слух, подбирать слова,
подходящие по смыслу.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Развивать слуховое восприятие, побуждая детей различать и произносить твердый согласный звук «Ц» в
словах, во фразовой речи.
Вырабатывать умение слушать рассказ и правильно отвечать на вопросы по тексту. Побуждать называть
последнее слово в предложении, подходящее по смыслу.
Развивать связную речь, ее выразительность, произвольную память.
Развивать поэтический слух и художественное восприятие литературного текста через прослушивание
выразительного чтения стихотворного отрывка.
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении
познавательных задач. Формировать навык самоконтроля и самооценки
27.01.2025 Звук «Ц», рисование Продолжать развивать слуховое восприятие, побуждая детей различать и произносить твердый
огурцов, слушание согласный звук «Ц» в словах, во фразовой речи.
отрывка из
Вырабатывать умение слушать рассказ и правильно отвечать на вопросы по тексту. Побуждать называть
стихотворения Г.
последнее слово в предложении, подходящее по смыслу.
Сапгира
Развивать связную речь, ее выразительность, произвольную память.
Развивать поэтический слух и художественное восприятие литературного текста через прослушивание
выразительного чтения стихотворного отрывка.
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении
познавательных задач. Формировать навык самоконтроля и самооценки
17
Продолжать развивать фонематический слух и речевой аппарат детей, побуждая интонационно
Звук «Ш» («песенка выделять твердый согласный звук «Ш» («песенку ветра») в словах, четко и ясно произносить звуки.
Продолжать знакомить с термином «согласный звук», называть первый звук в словах.
ветра»), рисование
шариков, слушание Вырабатывать умение слушать стихотворение, развивать поэтический слух, подбирать слова,
подходящие по смыслу.
потешки
Формировать избирательность зрительного восприятия, ориентируясь на звуковые свойства предметов.
Развивать графические навыки (рисование воздушных шариков).
Вырабатывать умение читать потешку, пользоваться естественными логическими паузами, ударениями,
передавать свое отношение к окружающему.
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении
познавательных задач. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
03.02.2025 Звук «Ж» («песенка Продолжать развивать слух и речевой аппарат детей, побуждая произносить твердый согласный звук
жука»),
«Ж» («песенку жука») изолированно, в словах и во фразовой речи, интонационно выделять звук «Ж»
моделирование,
(«песенку ветра») в словах.
рисование желудей, Закреплять умение делить слова на слоги, пользоваться моделью слов.
слушание отрывка
Развивать умение отгадывать загадки, выделяя характерные признаки.
из стихотворения И. Развивать внимание, наглядно-образное и логическое мышление.
Солдатенко
Формировать избирательность зрительного восприятия, ориентируясь на звуковые свойства предметов.
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении
познавательных задач. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
05.02.2025 Звуки «Ш-Ж»,
Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки «Ш-Ж» в словах.
моделирование,
Продолжать знакомить с термином «звук».
рисование дорожек, Продолжать знакомить с моделированием через соотношение схемы слова с предметом на основе
разучивание
моделирования.
стихотворения
Продолжать развивать умение делить слова на слоги.
Вырабатывать умение слушать стихотворение, развивать поэтический слух, подбирать слова,
подходящие по смыслу.
Формировать избирательность зрительного восприятия, ориентируясь на звуковые свойства предметов.
Развивать графические навыки (рисование дорожек).
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении
познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
29.01.2025
21.
22.
23.
18
24.
25.
26.
10.02.2025 Звуки «Ш-Ж»,
моделирование,
рисование дорожек,
повторение
стихотворений
Продолжать способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки «Ш-Ж» в
словах.
Продолжать знакомить с термином «звук».
Продолжать знакомить с моделированием через соотношение схемы слова с предметом на основе
моделирования.
Продолжать развивать умение делить слова на слоги.
Вырабатывать умение слушать стихотворение, развивать поэтический слух, подбирать слова,
подходящие по смыслу.
Формировать избирательность зрительного восприятия, ориентируясь на звуковые свойства предметов.
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении
познавательных задач. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
12.02.2025 Звук «Щ»,
моделирование,
рисование щеток,
слушание отрывка
из стихотворения С.
Михалкова
Продолжать развивать фонематический слух и речевой аппарат детей, побуждая интонационно
выделять твердый согласный звук «Щ» в словах.
Побуждать определять первый звук в словах.
Развивать наглядно-действенное мышление через использование модели слова при делении слова на
слоги.
Вырабатывать умение слушать стихотворение, развивать поэтический слух, подбирать слова,
подходящие по смыслу.
Развивать поэтический слух и художественное восприятие литературного текста через прослушивание
выразительного чтения стихотворного отрывка.
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении
познавательных задач. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
17.02.2025 Звук «Ч»,
Побуждать интонационно выделять согласный звук «Ч» в словах.
моделирование,
Продолжать знакомить с термином «звук» и называть первый звук в слове.
раскрашивание
Развивать умение отгадывать загадки, выделяя характерные признаки. Развивать внимание, нагляднопредметов,
образное и логическое мышление.
рисование предметов Продолжать знакомить с моделированием, побуждать делить слова на слоги, пользоваться схемой
слова.
Формировать избирательность зрительного восприятия, ориентируясь на звуковые свойства предметов.
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении
познавательных задач. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
19
19.02.2025 Звук «Ч»,
27.
28.
29.
Продолжать побуждать интонационно выделять согласный звук «Ч» в словах.
моделирование,
Продолжать знакомить с термином «звук» и называть первый звук в слове.
раскрашивание
Развивать умение отгадывать загадки, выделяя характерные признаки. Развивать внимание, нагляднопредметов,
образное и логическое мышление.
рисование предметов Продолжать знакомить с моделированием, побуждать делить слова на слоги, пользоваться схемой
слова.
Формировать избирательность зрительного восприятия, ориентируясь на звуковые свойства предметов.
Развивать графические навыки (рисование предметов).
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении
познавательных задач. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
24.02.2025 Звуки «Ч-Щ»,
слушание потешки,
моделирование,
нахождение различий
в двух похожих
рисунках
Способствовать развитию фонематического слуха, побуждая различать согласные звуки «Ч-Щ».
Продолжать развивать умение делить слова на слоги, используя модель слова.
Развивать художественное восприятие стихотворного текста через прослушивание выразительного
чтения потешки с использованием логических пауз и эмоциональной окраски. Способствовать развитию
зрительного и слухового внимания.
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении
познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
26.02.2025 Звуки «Ч-Щ»,
Продолжать способствовать развитию фонематического слуха, побуждая различать согласные звуки «Чслушание потешки,
Щ». Продолжать развивать умение делить слова на слоги, используя модель слова.
моделирование,
Развивать художественное восприятие стихотворного текста через прослушивание выразительного
нахождение различий чтения потешки с использованием логических пауз и эмоциональной окраски. Способствовать развитию
в двух похожих
зрительного и слухового внимания.
рисунках
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении
познавательных задач. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
20
30.
31.
32.
03.03.2025 Звуки «Р-РЬ»,
закрашивание
предметов, слушание
стихотворения О.
Высотской
Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками «Р-РЬ» («песенки большого и маленького
мотора»).
Продолжать развивать фонематический слух и речевой аппарат детей, побуждая интонационно
выделять звуки «Р-РЬ» в словах, называя первый звук в словах.
Развивать художественное восприятие стихотворного текста через прослушивание выразительного
чтения стихотворного отрывка с использованием логических пауз и эмоциональной окраски.
Способствовать зрительному и слуховому вниманию.
Развивать умение, выделяя характерные признаки, отгадывать загадки. Развивать внимание, нагляднообразное и логическое мышление. Формировать избирательность зрительного восприятия,
ориентируясь на звуковые свойства предметов. Формировать интерес к речевой деятельности,
самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач. Формировать навык самоконтроля и
самооценки выполненной работы.
05.03.2025 Звуки «Р-РЬ»,
Продолжать познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками «Р-РЬ» («песенки большого и
закрашивание
маленького мотора»).
предметов, слушание Продолжать развивать фонематический слух и речевой аппарат детей, побуждая интонационно
стихотворения О.
выделять звуки «Р-РЬ» в словах, называя первый звук в словах.
Высотской
Развивать художественное восприятие стихотворного текста через прослушивание выразительного
чтения стихотворного отрывка с использованием логических пауз и эмоциональной окраски.
Способствовать зрительному и слуховому вниманию. Развивать умение, выделяя характерные
признаки, отгадывать загадки. Развивать внимание, наглядно-образное и логическое мышление.
Формировать избирательность зрительного восприятия, ориентируясь на звуковые свойства предметов.
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении
познавательных задач. Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.
10.03.2025 Звуки «Л-ЛЬ»,
Способствовать развитию фонематического слуха детей, помогать различать твердые и мягкие
рисование
согласные звуки «Л-ЛЬ».
неваляшки,
Побуждать называть первый звук в словах.
моделирование,
Продолжать развивать художественное восприятие стихотворного текста через прослушивание
слушание отрывка
стихотворного отрывка с использованием логических пауз и эмоциональной окраски.
из стихотворения А. Развивать активную речь детей, отвечать на вопросы строчками из стихотворения. Продолжать
Плещеева
развивать умение делить слова на слоги, используя схему слова.
Развивать графические навыки (рисование неваляшки).
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении
познавательных задач. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
21
33.
34.
35.
36.
12.03.2025 Звуки «Л-ЛЬ»,
рисование
неваляшки,
моделирование,
слушание отрывка из
стихотворения А.
Плещеева
17.03.2025 Звуки «М-МЬ»,
слушание потешки,
рисование домика,
раскрашивание
предметов
19.03.2025 Звуки «Н-НЬ»,
слушание потешки,
рисование домика,
раскрашивание
предметов
24.03.2025 Звуки «Б-БЬ»,
моделирование,
рисование бус
Продолжать способствовать развитию фонематического слуха детей, помогать различать твердые и
мягкие согласные звуки «Л-ЛЬ».
Побуждать называть первый звук в словах.
Продолжать развивать художественное восприятие стихотворного текста через прослушивание
стихотворного отрывка с использованием логических пауз и эмоциональной окраски.
Развивать активную речь детей, отвечать на вопросы строчками из стихотворения. Продолжать
развивать умение делить слова на слоги, используя схему слова.
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении
познавательных задач. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками «М-МЬ».
Способствовать интонационному выделению твердых и мягких согласных звуков «М-МЬ» в словах.
Продолжать знакомить с линейностью слов (короткие и длинные).
Побуждать называть первый звук в словах.
Развивать умение отгадывать загадки, выделяя характерные признаки. Развивать внимание, нагляднообразное и логическое мышление.
Продолжать развивать художественное восприятие стихотворного текста через прослушивание
выразительного чтения потешки.
Развивать графические навыки (рисование домика).
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении
познавательных задач. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками «Н-НЬ».
Способствовать интонационному выделению твердых и мягких согласных звуков «Н-НЬ» в словах.
Продолжать знакомить с линейностью слов (короткие и длинные).
Побуждать называть первый звук в словах.
Развивать умение отгадывать загадки, выделяя характерные признаки. Развивать внимание, нагляднообразное и логическое мышление.
Продолжать развивать художественное восприятие стихотворного текста через прослушивание
выразительного
чтения потешки.
Побуждать интонационно
выделять твердые и мягкие согласные звуки «Б-БЬ» изолированно, в словах,
Развивать
графические
навыки (рисование домика).
во
фразовой
речи.
Формировать
интерес
к речевой
самостоятельность,
инициативу в решении
Закреплять умение
делить
слова деятельности,
на слоги, пользоваться
моделью слов.
познавательных
задач. умение внимательно слушать стихотворение, подбирать слова не просто близкие
Продолжать
развивать
Формировать
навык
самоконтроля
и самооценки.
по звучанию, но и подходящие
по смыслу.
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении
познавательных задач. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
22
37.
38.
39.
40.
26.03.2025 Звуки «П-ПЬ»,
моделирование,
слушание отрывка из
стихотворения Г.
Сапгира, рисование
бус
Побуждать интонационно выделять твердые и мягкие согласные звуки «П-ПЬ» изолированно, в словах,
во фразовой речи.
Закреплять умение делить слова на слоги, пользоваться моделью слов.
Продолжать развивать умение внимательно слушать стихотворение, подбирать слова не просто близкие
по звучанию, но и подходящие по смыслу.
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении
познавательных задач.
Формировать
самоконтроля
самооценк
31.03.2025 Звуки «К-КЬ»,
Познакомить снавык
твердыми
и мягкимии звуками
«К-КЬ».
закрашивание
Побуждать интонационно выделять звуки «К-КЬ» в словах.
овощей, слушание
Развивать умение называть первый звук в словах.
отрывка из
Продолжать развивать художественное восприятие стихотворного текста через прослушивание
стихотворения Д.
стихотворного отрывка с использованием логических пауз и эмоциональной окраски.
Хармса
Развивать активную речь, побуждая отвечать на вопросы строчками из стихотворения.
Развивать графические навыки (штриховка предметов). Формировать интерес к речевой деятельности,
самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
02.04.2025 Звук «Х», заучивание Побуждать называть изолированно твердый согласный звук «Х».
стихотворения
Побуждать называть первый звук в словах и подбирать слова на заданный звук по картинкам.
Развивать слуховое внимание и дифференциацию звуков. Развивать активную речь, побуждая отвечать
на вопросы.
Развивать графические навыки. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
07.04.2025 Звук «Г»,
Побуждать называть изолированно твердый согласный звук «Г».
нахождение различий Побуждать называть первый звук в словах.
в двух похожих
Продолжать развивать художественное восприятие стихотворного текста через прослушивание
рисунках, слушание выразительного чтения потешки.
потешки
Развивать умение, выделяя характерные признаки, отгадывать загадки. Развивать внимание, нагляднообразное и логическое мышление.
Развивать активную речь, побуждая отвечать на вопросы строчками из потешки.
Развивать графические навыки (рисование кругов).
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении
познавательных задач. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
23
41.
42.
43.
44.
09.04.2025 Звук «В-ВЬ»,
раскрашивание
предметов,слушание
потешки
Познакомить с твердыми и мягкими звуками «В-ВЬ».
Побуждать интонационно выделять звуки «В-ВЬ» в словах.
Развивать умение называть первый звук в словах.
Продолжать развивать художественное восприятие стихотворного текста через прослушивание
стихотворного отрывка с использованием логических пауз и эмоциональной окраски
14.04.2025 Звук «Ф-ФЬ»,
Познакомить с твердыми и мягкими звуками «Ф-ФЬ».
раскрашивание
Побуждать интонационно выделять звуки «Ф-ФЬ» в словах.
предметов одежды,
Развивать умение называть первый звук в словах.
слушание потешки
Продолжать развивать художественное восприятие стихотворного текста через прослушивание
стихотворного отрывка с использованием логических пауз и эмоциональной окраски Формировать
интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
16.04.2025 Звуки «Г-К»,
Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки «Г-К».
з16.04.2025акрашива Побуждать соотносить графическое изображение слова с предметом, к названию которого оно
ние предметов,
подходит.
моделирование,
Продолжать развивать умение называть первый звук в словах.
слушание потешки Способствовать развитию графических навыков (штриховка).
Продолжать развивать умение выразительно читать потешку, пользоваться естественными логическими
паузами, ударениями, передавать свое отношение к окружающему.
Развивать активную речь, побуждать отвечать на вопросы строчками из стихотворения.
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении
познавательных задач. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
21.04.2025 Звуки «Г-К»,
Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки «Г-К».
закрашивание
Побуждать соотносить графическое изображение слова с предметом, к названию которого оно
предметов,
подходит.
моделирование,
Продолжать развивать умение называть первый звук в словах.
слушание потешки Способствовать развитию графических навыков (штриховка).
Продолжать развивать умение выразительно читать потешку, пользоваться естественными логическими
паузами, ударениями, передавать свое отношение к окружающему.
Развивать активную речь, побуждать отвечать на вопросы строчками из стихотворения.
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении
познавательных задач. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
24
45.
46.
47.
23.04.2025 Звуки «Д-ДЬ»,
раскрашивание
предметов,
рисование кругов,
слушание потешки
Способствовать развитию фонематического слуха, развивать умение различать твердые и мягкие
согласные звуки «Д-ДЬ».
Побуждать называть изолированно звуки «Д-ДЬ», различать первый звук в словах.
Развивать умение отгадывать загадки, выделяя характерные признаки. Развивать внимание, нагляднообразное и логическое мышление.
Способствовать развитию выразительности речи детей, побуждая их пользоваться логическими
паузами, ударением, передавать свое отношение к тексту.
Развивать активную речь, отвечать на вопросы строчками из стихотворения.
Способствовать развитию графических навыков (заштриховывание, рисование кругов).
Способствовать пониманию учебной задачи и ее самостоятельному выполнению. Формировать навык
самоконтроля и самооценки.
28.04.2025 Звуки «Д-ДЬ»,
раскрашивание
предметов,
рисование кругов,
слушание потешки
Продолжать способствовать развитию фонематического слуха, развивать умение различать твердые и
мягкие согласные звуки «Д-ДЬ».
Побуждать называть изолированно звуки «Д-ДЬ», различать первый звук в словах.
Развивать умение отгадывать загадки, выделяя характерные признаки. Развивать внимание, нагляднообразное и логическое мышление.
Способствовать развитию выразительности речи детей, побуждая их пользоваться логическими
паузами, ударением, передавать свое отношение к тексту.
Развивать активную речь, отвечать на вопросы строчками из стихотворения.
Способствовать развитию графических навыков (заштриховывание, рисование кругов).
Способствовать пониманию учебной задачи и ее самостоятельному выполнению. Формировать навык
самоконтроля и самооценки.
30.04.2025 Звуки «Т-ТЬ»,
моделирование,
рисование тучи и
зонтика, слушание
отрывка из
стихотворения И.
Сурикова
Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками «Т-ТЬ».
Побуждать интонационно выделять твердые и мягкие согласные звуки «Т-ТЬ» в словах.
Развивать умение называть первый звук в словах. Продолжать знакомить с линейностью слов (длинные
и короткие.)
Развивать способности к моделированию, побуждая детей работать со схемой слова, разделяя
прямоугольник на столько частей, сколько слогов в слове.
Способствовать развитию графических навыков (рисование дождя, зонтиков).
Способствовать развитию выразительности речи детей, побуждая их пользоваться логическими
паузами, ударением, передавать свое отношение к тексту.
Развивать активную речь, побуждать отвечать на вопросы строчками из стихотворения. Формировать
интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
25
48.
49.
50.
05.05.2025 Звуки «Т-ТЬ»,
моделирование,
рисование тучи и
зонтика, слушание
отрывка из
стихотворения И.
Сурикова
Продолжать знакомить с твердыми и мягкими согласными звуками «Т-ТЬ».
Побуждать интонационно выделять твердые и мягкие согласные звуки «Т-ТЬ» в словах.
Развивать умение называть первый звук в словах. Продолжать знакомить с линейностью слов (длинные
и короткие.)
Развивать способности к моделированию, побуждая детей работать со схемой слова, разделяя
прямоугольник на столько частей, сколько слогов в слове.
Способствовать развитию графических навыков (рисование дождя, зонтиков).
Способствовать развитию выразительности речи детей, побуждая их пользоваться логическими
паузами, ударением, передавать свое отношение к тексту.
Развивать активную речь, побуждать отвечать на вопросы строчками из стихотворения.
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении
познавательных
задач.
07.05.2025 Звуки «Д-ДЬ», «ТЗакреплять умение
различать и правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки «Д-ДЬ», «ТФормировать
навык
самоконтроля и самооценки.
ТЬ», моделирование, ТЬ».
рисование домика,
Закреплять умение правильно называть первый звук в словах.
повторение
Продолжать развивать умение делить слова на слоги, используя модель слова.
стихотворений
Развивать графические навыки (рисование домика).
Способствовать развитию выразительности речи детей, побуждая их пользоваться логическими
паузами, ударением, передавать свое отношение к тексту.
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении
познавательных задач. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
12.05.2025 Звуки «З-ЗЬ», «Ж»,
Способствовать развитию слухового внимания.
«С-СЬ». Закрепление Закреплять умение называть слова с заданным звуком.
пройденного
Побуждать детей подбирать слова, которые звучат похоже.
материала
Закреплять умение называть первый звук в словах.
Способствовать развитию выразительности речи детей, побуждая их пользоваться логическими
паузами, ударением, передавать свое отношение к тексту.
Способствовать развитию графических навыков (штриховка).
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении
познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
26
51.
52.
53.
14.05.2025 Звуки «З-ЗЬ», «Ж»,
«С-СЬ». Закрепление
пройденного
материала
19.05.2025 Звуки «Р-РЬ», «Ш».
Закрепление
пройденного
материала
21.05.2025 Звуки «Р-РЬ», «Ш».
Закрепление
пройденного
материала
Способствовать развитию слухового внимания.
Закреплять умение называть слова с заданным звуком.
Побуждать детей подбирать слова, которые звучат похоже.
Закреплять умение называть первый звук в словах.
Способствовать развитию выразительности речи детей, побуждая их пользоваться логическими
паузами, ударением, передавать свое отношение к тексту.
Способствовать развитию графических навыков (штриховка).
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении
познавательных задач. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Способствовать развитию слухового внимания.
Закреплять умение называть заданный звук четче, чем другие.
Закреплять умение называть первый звук в слове.
Развивать умение отгадывать загадки, выделяя характерные признаки. Развивать внимание, нагляднообразное и логическое мышление.
Продолжать развивать способности к моделированию, побуждая детей использовать модель слова при
делении слова на слоги.
Формировать избирательность зрительного восприятия, ориентируясь на звуковые свойства предметов.
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении
познавательных задач. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Продолжать способствовать развитию слухового внимания.
Закреплять умение называть заданный звук четче, чем другие.
Закреплять умение называть первый звук в слове.
Развивать умение отгадывать загадки, выделяя характерные признаки. Развивать внимание, нагляднообразное и логическое мышление.
Продолжать развивать способности к моделированию, побуждая детей использовать модель слова при
делении слова на слоги.
Формировать избирательность зрительного восприятия, ориентируясь на звуковые свойства предметов.
Способствовать развитию графических навыков (штриховка).
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении
познавательных задач.
ормировать навык самоконтроля и самооценки.
27
54.
55.
26.05.2025 Звуки «Л-ЛЬ», «ББЬ». Закрепление
пройденного
материала
Закрепить умение различать и правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки «Л-ЛЬ», «ББЬ». Продолжать знакомить с линейностью слов (длинные и короткие).
Продолжать развивать умение называть первый звук в словах.
Способствовать развитию выразительности речи детей, побуждая их пользоваться логическими
паузами, ударением, передавать свое отношение к тексту.
Развивать активную речь, побуждая отвечать на вопросы строчками из стихотворения.
Продолжать развивать умение соотносить схему слова с предметом, к которому она подходит.
Способствовать развитию графических навыков (штриховка, рисование березки).
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, развивать инициативу в решении
познавательных задач. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
28.05.2025 Закрепление
пройденного
материала. Итоговое
занятие
Способствовать развитию слухового внимания. Закреплять умение делить слова на слоги.
Способствовать развитию выразительности речи детей, побуждая их пользоваться логическими
паузами, ударением, передавать свое отношение к тексту.
Развивать активную речь, отвечать на вопросы строчками из стихотворения.
Закреплять умение сгладывать загадки, выделяя характерные признаки. Развивать внимание, нагляднообразное и логическое мышление.
Закреплять умение работать со схемой слова.
28
6. Методические и оценочные материалы:
Методические материалы:
В процессе обучения дошкольников используется разнообразие методов и технологий:
Педагогические технологии
- Беседа
- Игры
- Ролевые игры
- Системы последовательных заданий
- Демонстрация
- Упражнение с объяснением и исправлением ошибок
- Метод многократного повторения «делай как я»
Методы обучения:
- Объяснительно-иллюстративные (картины, таблицы, плакаты, наборное полотно)
- Репродуктивные (дидактические игры, сюжетно–ролевые игры)
- Частично-поисковые (беседы, игры, опыты)
- Исследовательские (рисунки)
Современные образовательные технологии:
- Здоровьесберегающие
- Игровые технологии
- Личностно – ориентированное обучение
Наглядные средства обучения:
- Дидактические игры
- Игрушки
- Иллюстрации
- Раздаточный и изобразительный материал
- Рабочие листы с заданиями
Оценочные материалы:
Для отслеживания уровня результативности программы используются следующие этапы
контроля: входной, текущий и итоговый контроль.
Входной контроль проводится на первых занятиях, с целью выявления первоначального
уровня знаний и умений, возможностей детей и определения способностей.
Формы входного контроля:
- беседы с детьми;
- проведение диагностики, с целью корректировки образовательного процесса и условий
образовательной деятельности через наблюдение за продуктами деятельности и ответами на
поставленные вопросы.
Текущий контроль осуществляется по результатам выполнения детьми игровых
упражнений, творческих заданий, работе в тетрадях и рабочих листах.
Формы текущего контроля:
- дидактические игры и упражнения;
- выполненные задания;
- наблюдения;
- беседы с детьми.
Итоговый контроль помогает определить эффективность образовательной деятельности
.
Формы итогового контроля:
- Совместное итоговое с родителями
Форма предъявления результата освоения программы:
- Презентация успехов, обучающихся
- Диагностика.
Формы проведения диагностики:
- Педагогическое наблюдение;
- Контроль качества выполнения заданий;
29
- дидактические игры и упражнения;
- фиксация результатов (педагогическая диагностика фиксируется в диагностической карте,)
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по Программе
используются «Диагностическая карта», разработанные на основе планируемых результатов
освоения программы.
№
Имя
фамили
я
Правильно
произносит
все
звуки
родного
языка
изолированно
, в словах, во
фразовой
речи
в
и
Различае
т
короткие
и
длинные
слова
Различает
похожие и
непохожи
е слова
Различае
т
громкие
и тихие
слова
Дели
т
слова
на
слоги
Дифференцируе
т твердые и
мягкие согласные
Определяе
т
и
называет
первый
звук
в
слове
Самостоятельн
о
регулирует
темп
силу
голоса, речевое
дыхание
в
в
в
в
в
в
в
и
и
и
и
и
и
и
7. Информационные источники и список литературы
Учебно-методический комплект
1.Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников. Учебно-методическое
пособие для логопедов и воспитателей СПб., Детство-Пресс, 2005
2. Бортникова Е.Ф. Готовимся к школе. Обучение грамоте (для детей 4-6 лет).
Екатеринбург,ООО «Литур-опт», 2013.
3. Максаков А.И.. Тумакова Г.А. Учите, играя. М., Мозаика – Синтез, 2005
4. Е.В. Колесникова Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Учебно - методическое
пособие к рабочей тетради «От слова к звуку».
Сайт Дошколенок.ру
Сайт festival.1 september.ru
Сайт ns portal.ru
Сайт t-a-tkachenko.ru/publications/
30
31